Испытания УТС-800 в ожидании отечественного двигателя ВК-800

1382
Фото пресс-службы УЗГА

В нынешнем январе в Интернете впервые появились видеоматериалы о первом испытательном полете самолета УТС-800, который был выполнен в ноябре 2023 г.

О перспективном двухместном учебно-тренировочном самолете УТС-800 для ВКС России впервые заговорили несколько лет назад. Во время Международного форума «Армия-2021», который прошел в выставочном комплексе в подмосковной Кубинке в конце августа 2021 г., был впервые продемонстрирован натурный макет самолета. Тогда министр обороны Сергей Шойгу поставил своим подчиненным задачу: в ноябре 2021 г. впервые поднять в воздух новый учебно-тренировочный самолет, в 2022 г. – завершить испытания УТС-800, а в 2024 г. – построить первые серийные машины. Разработчик машины – Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Главный конструктор самолета – Дмитрий Тиняков.

Осенью 2022 г. новая машина совершила первые пробежки на заводском аэродроме «Арамиль» в Свердловской области. Первый полет УТС-800 c бортовым № 541 в ноябре 2023 г. был покрыт завесой тайны. Возможно, не хотелось признавать, что планер самолета отечественный, а мотор – импортный, когда вокруг большие начальники только и говорят об успешном импортозамещении. Пилотировал самолет шеф-пилот Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) летчик-испытатель Алексей Язынин.

Согласно афишированным летно-техническим характеристикам, максимальная взлетная масса УТС-800 (с заправкой для пилотажа) составляет 2150 кг. Масса пустой машины – 1700 кг. Крейсерская скорость полета УТС – 360 км/ч. Максимальная скорость горизонтального полета – 460 км/ч. Максимальная эксплуатационная высота – 6 км. Конструкция УТС -800 рассчитана на перегрузки до +7 / -4 g. На самолете установлены катапультные кресла К-93 (Н=0, V=0).

Сейчас первый опытный образец самолета УТС-800 оснащен зарубежным турбовинтовым двигателем (ТВД) Н-80, который в дальнейшем разработчики машины намерены заменить на отечественный ТВД ВК-800СП разработки «ОДК-Климов». Отметим, что модифицированный вариант ТВД ВК-800, который разрабатывают более 20 лет, – мотор ВК-800СМ в настоящее время дорабатывается. 22 сентября 2022 г. года пресс-служба УЗГА сообщил о начале стендовых испытаний газогенератора двигателя ВК-800СМ. Сертификация двигателя ТВД ВК-800СМ намечена на декабрь 2024 г., а сертификация УТС-800 с ТВД ВК-800СП (вариант мотора для пилотажных машин) – в конце 2025 г.

Следует сказать, что дивизион «Двигатели» УЗГА занимается разработкой ВК-800СМ совместно с головным разработчиком мотора – компанией из Санкт-Петербурга «ОДК-Климов». В этом проекте вместе с АО «ОДК-Климов» и УЗГА также принимает участие Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) – АО «ОДК-УМПО».

На первом летном образце УТС-800 установлен ТВД H80 американской компании Дженерал Электрик Авиэйшн (GE Aviation) мощностью 800 л.с. ТВД H80 представляет собой улучшенную модификацию хорошо проверенного и надежного двигателя Walter M601, производившегося в течение длительного времени чешской компанией Walter Aircraft Engines (в настоящее время входит в состав GE Aviation). Этот мотор, серийно производимый подразделением GE в Чехии, сертифицирован в Европе, США, Бразилии и др.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"