В рубрике «Разговорчики в строю» Роман Ромишевский и Эла Знаменская обсудили, почему город лишился радио, и нужно ли оно вообще в век цифровых технологий
Последние годы всех упорно загоняют маршировать на плацу, однако право на мнение пока еще официально никто не отменял, поэтому даже при хождении строем еще осталась возможность поговорить. В рубрике «Разговорчики в строю» мы обсуждаем текущие события. Роман Ромишевский и Эла Знаменская – оба журналисты, коренные жуковчане, которые родились и выросли в наукограде. Однако с разным отношением к жизни, первый готов верить, что будет лучше, а вторая всегда считает, что будет хуже. Истина, видимо, где-то посередине, но это тоже неточно.
В наукограде расторгают договора на абонентское обслуживание радиоточек, взамен Ростелеком выдает приемники и учит настройке волн фм-диапазона. Ранее у города не нашлось денег на продление лицензии городскому радио, которое теперь выкладывает свои программы в интернете, являясь своеобразными подкастами пресс-службы администрации.
Роман Ромишевский. На самом деле здесь следует различать понятия проводного вещания, которое обеспечивают связисты, и, собственно, творческой части. И, как я понимаю, сейчас идет речь именно о “проводах”, которые оператор стал отключать. Сейчас мало кто уже помнит, но в свое время на установку радиоточек в квартирах была огромнейшая очередь. Я не раз работал в городском архиве и читал протоколы заседаний исполкома, где вопрос радиофикации стоял так же актуально, как, к примеру, вопрос строительства дорог или домов для сотрудников предприятий. Более того, отдельная линия позволяла подавать “сигнал” даже в Кратово в той его части, что расположена по другую сторону “Отдыха”.
Это была достаточно мощная система трехканального вещания – по первой кнопке шли программы Всесоюзного радио, затем радио России со вставками подмосковного радио, по второй кнопке вещал “Маяк”, а третья кнопка исторически отдавалась под местное вещание. Интересно, что даже в лихие 90-е система проводного радио особо не пострадала, но где-то к середине 2000-х все начало угасать. Боюсь соврать по цифрам, но во всей области сейчас остался один или два города, где еще есть радиоточки.
Честно говоря, для меня это странно, потому что ведь радиоточка несет в себе еще и функции оповещения в рамках гражданской обороны. В Москве, кстати, система проводного вещания активно развивается. У тебя же наверняка была радиоточка дома?
Эла Знаменская. Это старые песни о главном: вместо развития и приспособления к новому времени, ликвидация, которую теперь красиво называют оптимизацией. Ведь согласись, можно и из существующих ресурсов сделать вполне себе симпатичную редакцию, чтобы она работала и как подкасты для более молодой аудитории, и как радиоточка для более пожилой аудитории. Мне кажется, местных новостей катастрофически не хватает. Правда, я говорю о реальных новостях, а не «отчетах о надоях», которыми грешат все бюджетные СМИ. Тут уж хозяин-барин: захотели закрыть кабельное ТВ, и нет его, надоело радио – и его тоже нет, это обратная сторона стабильности и «ипотеки». Так что я считаю, что местные СМИ нужны, посмотри, как они развиты во всем цивилизованном мире, формируя местные сообщества. Но важна не только техническая составляющая, основное – это контент, он должен быть интересным и востребованным, а продлевать жизнь профсоюзу умерших СМИ просто так – это утопия. И поэтому мы в тупике, потому что в отношении информации и новостей у власти и общества целеполагание абсолютно разное. При этом общество никак не влияет на распределение бюджета, у жителей только одно право – этот бюджет пополнять. А распределяют его другие, причем даже не в городе.
Роман Ромишевский. Конечно же местные СМИ нужны, ведь у нас очень много людей работает в Москве и в город они возвращаются только поздно вечером, чтобы поспать и утром снова уехать. Дома – только по выходным. Им же нужно знать, что происходит в городе. В этом контексте радио – тоже достаточно актуально: его можно слушать по пути домой в электричке или машине, оно может играть фоном на работе, если это позволяют условия труда. И куда лучше, если ты можешь слушать “свое радио”, где тебе расскажут про твой дом и про твою улицу, нежели какое-то иногороднее или рассчитанное на всю страну сразу.
Кстати в середине тех же 2000-х годов был проект создать в городе свою радиостанцию, вещающую на FM-диапазоне. Варианта было два – или целиком городская станция, или филиал какой-то крупной федеральной сети, имеющий свои эфирные “слоты” для новостей и передач. Потом грянул экономический кризис и от этой идеи отказались. Плюс была большая проблема с радиочастотным спектром для установки передатчика в черте города. Это я точно помню.
Что же касается радиоточек – то они были нужны, прежде всего, для старшего поколения. Они не зависят от электричества, работают с 6 утра до 12 ночи, не “накручивая” электричества. Последнее для наших пенсионеров тоже достаточно актуально. Ну, и если смотреть с какой-то метафизической точки зрения – они все-таки создавали в доме некий особый уют, какой-то особый голос города. Не знаю как у тебя, но у меня до последнего была радиоточка на кухне. Теперь ей на смену пришла закоммутированная на интернет “Алиса”. Благодаря рационализатору и изобретателю Серёге (другу моему), она элегантно вписалась в корпус старого абонентского радиоприемника и теперь вот служит мне «радиоточкой”.
Эла Знаменская. На мой взгляд, вся проблема в том, что у власти все «избиратели» наверху, а не в городе. Под эти цели местные СМИ не нужны, хвалить губернатора могут и регионалы. Конечно, если бы у наших местных чиновников была хотя бы ностальгия о местном самоуправлении, городские СМИ были бы актуальны, тем более, их финансирование – мизерная часть бюджета. Но власти не надо объяснять жителям свои действия, а отчеты перед губернатором и ежедневный респект с мест можно и в соцсетях писать. А мы еще и подразделение Луховицкого информагентства из бюджета спонсируем после укрупнения, у нас теперь своего пусть и номинального, но все же информагентства нет. Вот скажи, неужели нельзя выделить деньги на лицензию для радио?
Роман Ромишевский. На самом деле сейчас есть много компаний, которые «под ключ» могут сделать пакеты документов для вещания хоть «на проводах», хоть на спутнике, хоть на коротких волнах. Да и сам процесс давно переведен в электронный вид, так что проблем в этом нет.
Вопрос только в очень большой стоимости организации вещания на том же FM-диапазоне, доступном по сути каждому. Это же специальное и очень дорогое оборудование, не менее дорогие вопросы соблюдения авторских прав.
Раньше городское радио было филиалом областной телерадиокомпании, а затем они от филиалов в городах отказались. И у многих местных редакций начались проблемы.
Но вот я лично убежден, что местные радио, как на уровне городов, так и на уровне регионов, остаются оплотом русского языка и формата «радио для всех». То есть этот формат позволяет и новости узнать, и послушать познавательные передачи, и о чем-то подумать, что-то осмыслить.
На модных нынче музыкальных радиостанциях так называемого «общего формата» с русским языком беда, конечно. Иногда ведущие такое могут сказать, что уши вянут сразу.
Эла Знаменская. Иногда у нас президент и федеральные министры такое говорят, что уши вянут, а ты к радиоведущим придираешься. Но вот в чем я согласна, так это в том, что в городах должны быть площадки «для всех», где местные сообщества обсуждают локальные вопросы городской повестки. И чем больше их будет, тем лучше. Хотя при отсутствии местного самоуправления реализация таких проектов довольно затруднительна, низы не могут, а верхи не хотят.
Роман Ромишевский. Про мнения общества по локальным вопросам городской повестки я согласен. Я вообще за то, чтобы мнения были как цветы на поляне: чем их больше, тем красивее. И ближе становится истина, которая, как известно, всегда где-то посередине.