1 мая Управление по контролю за иностранными активами Минфина США обновило SDN-лист, дополнив его несколькими десятками российских и зарубежных юридических и физических лиц. SDN-лист считается самой жесткой версией американских санкций, так как запрещает любые расчеты в долларах США и создает угрозу наложения вторичных санкций на контрагентов внесенных в перечень компаний, сообщает РБК. «Победа» – пока единственная российская авиакомпания, которая попала в этот реестр, действия санкций начнутся с 30 июля.
Сама авиакомпания официально не публиковала никаких пресс-релизов, инвесторы отреагировали на новость о санкциях довольно вяло; в течение торгового дня 2 мая стоимость бумаг «Победы» снижалась в пределах 2%.
Издание приводит статистику Росавиации, согласно которой «Победа» занимают вторую строчку по количеству перевезенных пассажиров в первом квартале текущего года. За три месяца авиакомпания обслужила 3,2 млн человек, что на 12,7% больше аналогичного периода 2023 года.
Как пишет РБК, главный вопрос после включения «Победы» в SDN-лист — возможность дальнейшего выполнения международных рейсов: авиакомпания совершает полеты в Дубай, Абу-Даби, Стамбул, Анталью, Самарканд, Ереван, Минск и другие города.
Некоторые эксперты утверждают, что санкции кардинально не скажутся на международных полетах «Победы». Так как еще в 2022 году для обслуживания российских перевозчиков в зарубежных аэропортах (заправка, санитарная обработка, техническое обслуживание воздушных судов) были созданы компании, которые юридически не аффилированы ни с оператором аэропорта, ни с хендлерами, работающими в нем. Расчеты с поставщиками услуг ведутся в национальных валютах, а средств на счетах, вырученных от продажи авиабилетов, хватает для покрытия аэропортовых услуг. В пример приводят иранскую Mahan Ai, которая, находясь в SDN-листе, выполняет перелеты по маршруту Тегеран — Бангкок и Тегеран — Дубай.
Собеседники РБК в других авиакомпаниях не исключают, что «Победе» придется отказаться от части или от всех международных рейсов. Источник издания, близкий к одной из крупных российских авиакомпаний, считает, что выполнять рейсы между городами Ирана и ОАЭ проще из-за их близкого расположения. «Самолет, выполняющий рейс из России в страну, например, Ближнего Востока, летит через территорию нескольких государств и пользуется услугами организаций, предоставляющих навигационное обслуживание на этих территориях. Вряд ли лоукостеру удастся договориться со всеми этими организациями. Крупные аэропорты, в свою очередь, вряд ли будут рисковать ради двух-трех ежедневных рейсов «Победы», — рассказал он РБК.
При этом все эксперты сошлись во мнении, что что доходы от международных полетов сегодня занимают небольшую долю в прибыли «Победы», так как международная сетка полетов никогда не была основной. Так что санкции могут принести неудобства в основном пассажирам международных рейсов.
Лоукостер продолжает вести продажи на зарубежные направления: на официальном сайте компании можно купить билеты в Стамбул, Дубай и Абу-Даби на август, сентябрь, октябрь.