Персонифицированное финансирование дополнительного образования: сертификатов пока нет, но финансирование уже урезали
Оптимизация всегда у нас приходит сверху, как приговор, это не результат глубокого анализа и выверенной корректировки сложившейся системы, а просто очередная попытка уложить всех в «прокрустово ложе» громких популистских заявлений. Именно так и произошло со здравоохранением, наукой, а теперь дошло и до образования. Заявление о достойной зарплате бюджетников, озвученное в майских указах 2012 года, привело к сомнительным реформам, которые разрушили старое, так и не построив достойного нового. Цинизм ситуации заключается еще и в том, что все эти манипуляции проходят под лозунгами о прекрасном будущем и заботе о гражданах.
Под конец учебного года педагоги дополнительного образования узнали, что на территории Подмосковья реализуется региональный проект «Успех каждого ребенка», который является частью национального проекта «Образование» и изменяет систему финансирования дополнительного образования. Основной принцип персонифицированного финансирования — «деньги следуют за ребенком». То есть на каждого ребенка выделяется сертификат, который он при желании «обналичивает» в том или ином учреждении дополнительного образования. При решении ребенка уйти из кружка учреждение теряет часть финансирования. Как заявляют чиновники, «это призвано стимулировать учреждения к развитию, учету современных потребностей детей, разработке по-настоящему интересных и полезных программ». При этом на сертификаты не выделяется дополнительного финансирования, средства просто изымаются из бюджетов муниципальных Центров допобразования, которые до этого работали по муниципальному заданию. За две недели до начала учебного года педагогам и родителям так и не представили четкий алгоритм действий по работе с сертификатами, зато появились первые промежуточные итоги надвигающейся реформы.
ЖВ поговорили с руководителями студии «Гармония» Центра эстетического воспитания (ЦЭВ) Светланой Румянцевой и Евгенией Денисовой, оказалось, что пока ясность есть лишь в одном аспекте – корректировке зарплат педагогов, естественно, в сторону понижения.
«В июле нам пришла смс, что после планового отпуска нас отправляют на две недели в неоплачиваемый отпуск, – рассказали педагоги. – Причем две недели в августе и две недели в декабре, то есть в общей сложности месяц. Причина банальная: с ЦЭВ срезали три с лишним миллиона на программу сертификатов, с которой до сих пор все непонятно. То есть понятной схемы ни у кого нет, но деньги уже сняли. При этом нам говорят: «Вы не волнуйтесь, если с сертификатами не получится, мы вам обратно вернем». А вы знаете случаи, чтобы государство сначала забрало деньги, а потом вернуло? А потом, когда нам говорят, что деньги вернуться через сертификаты, достаточно понять, что срезали с муниципального задания более 3 млн рублей, а, исходя из наших площадей, максимальное количество детей, которых мы сможем привлечь на сертификаты, гарантируют возврат лишь 1 млн 800 тысяч рублей. То есть количество и метраж помещений просто не позволяют привлечь столько детей, чтобы компенсировать срезанное финансирование».
Стоит отметить, что и сама идея привлечения большего количества детей сомнительна, вопрос посещении секций и кружков не в сертификатах, он вообще лежит в другой плоскости: «Вчера мы разговаривали с одними родителями, у которых двое детей. Так вот одна дочь хочет ходить во все секции, студии и кружки, ей нужно все попробовать и все интересно, а вторая не хочет ничего, и заставить ее невозможно, хотя воспитываются в одной семье. А у семьи будет два сертификата на двух детей, один они не «обналичат», потому что ребенок просто не хочет никуда ходить, а за разносторонние увлечения второй дочери им придется платить или ходить только в одну, максимум, две секции дополнительного образования. Не совсем ясно как это соотносится с лозунгами реформы, что «все это для детей и их родителей».
У педагогов «Гармонии» 19 августа – первый рабочий день после отпуска, а они сразу опять вынуждены уйти отдыхать. «А это самое активное для студии время, в последние недели августа мы проводим набор детей, – рассуждает Светлана Владимировна. – Не очень понятно, как находясь в отпуске, мы сможем это осуществить. Но нам говорят, что набор детей – в наших же интересах, видимо, подразумевая, что мы должны не просто сходить в неоплачиваемый отпуск, но и во время него поработать бесплатно. На все вопросы нам отвечают, что все, что происходит, – это наши проблемы. Более того, в течение последних пяти лет в первый учебный день наш коллектив выступает в городском парке на празднике для первоклашек. Этот концерт всегда проводится силами ЦЭВ и ЦДТ (Центр детского творчества), а в этом году преподаватели либо в отпусках, либо уволились».
Получается, все стали заложниками малоэффективной и губительной для дополнительного образования системы: и руководители центров, и педагоги, и сотрудники городского учебно-методического центра. Каждый день все получают новые вводные, люди все свои отпуска просидели с бумагами, а главное, что это ни к чему не привело, ни у кого нет четкого понимания этих нововведений с сертификатами. «Нам сказали переписать программы под сертификаты, мы целый месяц переписывали свои старые программы, которые прошли все ведомства, устраивали и нас, и родителей, а теперь вообще непонятно, нужно ли это кому-то, – рассказала Евгения Владимировна. – Складывается ощущение, что единственная цель реформы – срезать расходы на оплату труда педагогов. Это происходит по разному, у нас просто срезали, а в других коллективах – уменьшили количество часов».
По подсчетам педагогов и администрации ЦЭВ, их зарплата уменьшится на сумму в диапазоне от 8 до 10 тысяч. И, несмотря на то, что до учебного года осталось две недели, никаких документов и методик расчетов и работы еще нет. Молчание педагогов других центров говорит лишь о том, что им просто еще не сообщили эти «приятные» новости. При этом руководители центров также стали заложниками сложившейся ситуации, они пытаются сохранить коллективы, но в ситуации сокращения финансирования – это задача не из легких. Центр детского творчества в результате этой непродуманной реформы уже лишился своего директора, профессионала, радеющего за свое дело, и это тревожная тенденция для всего городского дополнительного образования.
Родители также не совсем понимают эффективность хождения их детей на сокращенные программы, которые теперь будут при урезанном финансировании. Творческий коллектив не может существовать полноценно, если не выполняется весь комплекс мероприятий, это будет постепенная деградация: сначала коллектив превратится в кружок «умелые ноги», а потом и развалится. По мнению экспертов и психологов, детей всегда нужно держать в тонусе, и уровень деятельности нельзя снижать, иначе не будет никакой мотивации к развитию. Дети в большинстве своем консерваторы, для них смена обстановки или в данном случае коллектива – выход из зоны комфорта. И вполне вероятно, что часть детей пойдет не в другие коллективы, а на улицу, то есть декларируемое увеличение охвата детей превратится в обратный процесс, не имеющий ничего общего с заботой о детях.