В первой половине 2019 года в России не состоялось более четверти тендеров на госзакупки жизненно важных лекарств, всего около 60,8 тысячи, пишет в среду газета «Коммерсант».
Главной причиной этого стала новая методика Минздрава формирования максимальной цены контракта при госзакупках. Министерство таким образом пыталось выровнять закупочные цены по всей стране, но механизм оказался невыгоден производителям, которые массово отказываются участвовать в тендерах.
Многие компании избегают участия в госзакупках из-за слишком низкой начальной максимальной цены контракта, устанавливаемой госзаказчиком, уверен гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. С января 2019 года, согласно приказу Минздрава, при обосновании начальной максимальной цены контракта на поставку лекарств госзаказчики начали использовать модель расчета по референтным ценам. Согласно этому документу, госзаказчик должен выставить минимально возможную стоимость контракта.
По данным Headway, подавляющее большинство сорванных тендеров — региональные. Причем срывались закупки недорогих препаратов, таких как натрия хлорид (4,7 тыс. несостоявшихся аукционов), декстроза (3,2 тыс.), преднизолон (2,4 тыс.). По словам Сергея Шуляка, помимо низкой стоимости госзаказчик указывает еще и слишком маленький объем поставки, что невыгодно компаниям.
Чаще всего среди федеральных тендеров срывались аукционы на поставку ламивудина, одного из основных препаратов для лечения ВИЧ, следует из данных Headway. Например, из пяти аукционов, объявленных в феврале, состоялось только два.
Компании «Канонфаре» и «Нанолек», производящие это лекарство, пояснили организации «Пациентский контроль», что не стали участвовать в аукционе из-за низкой цены контракта.