29 июня у Людмилы Антоновны Дудиной, имя которой хорошо знают в городе все, кто имеет отношение к культуре либо как зритель, либо как участник какого-то коллектива, юбилей – 50 лет трудового стажа. Об основных вехах своей интереснейшей биографии она рассказала «Жуковским вестям».
50 лет трудовой деятельности, дата замечательная. А с чего началась ваша трудовая деятельность?
– Я закончила Рыльское педагогическое училище и по профессии – учитель начальных классов. После училища был институт, потом я вышла замуж и с мужем приехала в Жуковский. В 1964 г. пришла в гороно, но в школах города мест свободных не было, а была большая очередь и меня записали в ее конец. Мне было 19 лет и хотелось поработать в какой-то живой, заводской или фабричной, атмосфере, а не в школе. Свекор мой работал на фабрике «Бумиз» и устроил меня в ОТК фабрики (отдел технического контроля). Я начала работать, а там была хорошая комсомольская организация, возглавляемая активным Юрием Кутаниным, в которую я влилась. Как-то инструктор горкома комсомола Тамара Шутова предложила мне работу в кинотеатре «Звездный», им был нужен молодой энергичный администратор. Тамара Ивановна Сухова, директор, взяла меня, но попросила отпустить пониже юбку. Это был 1969 год.
«Звездный»
В обязанности администратора входило встречать и провожать зрителей, следить за порядком в кинотеатре. Но сказалось мое педагогическое образование и я начала проводить «Детские киноклубы». Например, «В мире сказки» – приходили сотрудницы центральной библиотеки, читали сказки детям, проводили какие-то викторины, а потом они смотрели фильм. На «Спортландию» приглашали спортсменов, и вообще, кого только не приглашали. Такие киноклубы проводили раз в месяц, и на них ходили даже трехлетние дети из детсадов. А по просьбе директора английской школы №3 мы в Госфильмфонде брали фильмы на английском языке и показывали учащимся. Тогда это была большая редкость — посмотреть фильм на английском.
С 1972 г. мы первыми в области начали показывать фильмы Московского международного кинофестиваля, тогда переводчик сидел в зале. Совместно с бюро пропаганды советского киноискусства мы проводили кинолектории с хорошими лекторами и с известными режиссерами и актерами. Мы старались каждый новый советский фильм выпустить на экран премьерой, для чего приглашали участников съемочной группы на встречу с зрителями, и зал был всегда полон. Организовывали показы фильмов для школьников, когда были российские премьеры некоторых фильмов, а на другие ученики шли сами. Например, шел «Фантомас», и почти все школа сидела в кинотеатре, сбежав с урока. В школе была поговорка: «Не ходите дети в класс, ваш учитель — Фантомас». Приходит ко мне Дмитрий Иванович Коваленко (директор школы) или Евгения Павловна Шапошникова (завуч), спрашивают: «Наши сидят у тебя?» – «У меня, но зал я не открою» – «Ну как же, учителя в классы пришли, а там нет никого» – «Ну что делать, ждите, придут!» Или был фильм «Бей первым, Фредди!», в середине которого была одна необыкновенная драка. Полный зал учеников ждет эту драку, смотрит ее с замиранием, а когда кончается, все уходят. Было и такое! Мне было интересно и работа меня захватила.
Сейчас я смотрю на место, где был «Звездный», на это «намоленное» место, где было столько интересного, столько знаменитых людей туда приезжало, и мне очень жалко, его снесли. Я не знаю, что там будет, но лучше было бы сделать трех- или четырехзальный кинотеатр, чтобы он остался «Звездным».
«Взлет»
В январе 1982 г. открылся кинотеатр «Взлет» и около 70% сотрудников «Звездного» перешли туда, я – в должности заместителя директора. В городе стало два кинотеатра, и создали жуковскую дирекцию киносети, руководителем которой и директором «Взлета» стал Юрий Томилин. В 1986 г. он ушел в министерство культуры и я стала директором. В новом кинотеатре было два зала, просторный холл на втором этаже для проведения массовых мероприятий. И мы начали работать примерно по такой же программе, проводить премьерные показы каждого нового фильма, показы фестивальных фильмов, проводить киноклубы, а кроме того еще и ночные дискотеки на втором этаже, которые начинались по завершению последнего киносеанса и продолжались до 3-4 часов ночи. На наших дискотеках было спокойно и они стали очень популярны. При открытии «Взлета» к нам пришли киномеханиками шесть выпускников Загорского кинотехникума, ребят и девушек, которые тоже принимали участие в проведении мероприятий «Взлета». Чтобы понимать их работу, я закончила курсы киномехаников и получила 3-й разряд.
Фактически, кинотеатры города не просто занимались прокатом фильмов, а они стали культурными центрами города. Мы проводили недели документального кино, тематические показы, посвященные каким-то датам, юбилеям актеров и режиссеров. Первыми артистами с творческой встречей у нас были Евгений Жариков и Наталия Гвоздикова, а затем Татьяна Доронина, Алла Демидова, Николай Караченцев, Немоляева с Лазаревым и многие другие. А Саша Михайлов впервые публично запел у нас. Он был молодым актером, которого начали узнавать после «Мужиков». Перед встречей он признался, что для себя поет, но если будет гитара, то он споет и для зала. Мы достали гитару и он спел, а после этого начал на публике петь регулярно. У нас с ним сложились хорошие отношения и он уже два раза приезжал со спектаклями в ДК, и был рад, увидев меня.
Мы первые в области по своей инициативе поставили в своем кинотеатре звуковую систему «долби», в малом зале. История такова, у нас работал киномехаником Андрей Гурин, который потом окончил Ленинградский институт киноинженеров и работал киномехаником в Москве, в крупной гостинице, кинозал в которой оборудовали американцы, в том числе, и системой долби. Андрей пригласил меня посмотреть эту систему и она нам понравилась. Это были уже 90-е годы общего безденежья, но мы нашли спонсоров, которые купили и привезли нам такую систему для малого зала из Америки. Мы ее установили, и зрители быстро оценили ее – посещаемость зала резко увеличилась. Как же тяжело было, когда с 1994 г. в кино все как-то остановилось, и съемки новых фильмов прекратились, и показывать было нечего, люди практически перестали ходить в кино. Но мы продолжали работать, правдами-неправдами находили какие-то фильмы, организовывали встречи, концерты. Во «Взлете» выступали и Ярослав Евдокимов, и Александр Серов, и Михаил Круг и другие. Проводили даже меховые и другие ярмарки, зарабатывая всем, чтобы хотя бы оплатить коммуналку и вовремя выдать коллективу зарплату, которую никогда не задерживали.
В 1986 г. я получила звание «Отличник кинематографии СССР», это было профессиональное звание, высоко ценимое. Вручение произошло на большом совещании в Управлении кинофикации. «Взлет» был кинотеатром высшего разряда (в области было всего 6), и после люберецкого «Октября» у нас был самый большой план в области. Средняя посещаемость кинотеатра одним жителем города, с учетом стариков и младенцев, у нас была равна 16 в месяц, это высокий показатель. За год нас посещало по миллиону зрителей, и доход был высоким. У нас всегда была публика, с 10 утра и до 10 вечера. Казалось бы директор должен сидеть, а я приходила домой и у меня пятки гудели, потому что все время была на ногах, все нужно посмотреть, проверить, то места не поделили, то в кассе очередь. Тогда и я садилась продавать билеты. Сотрудники помогали и на контроле стоять, и в зале рассаживать, когда был ажиотаж. В обоих кинотеатрах были хорошие коллективы, вместе отмечали любимые праздники, особенно День кино и Новый год.
Во «Взлете я работала до 2003 года, потом администрация решила отдать в аренду кинотеатр. Я говорила Александру Петровичу Бобовникову: «Не надо отдавать, кинотеатр в плохие годы не стоял ни дня, мы сами выходили из положений, находили деньги и за все платили, и зарплату выплачивали вовремя». – «Они обещают его модернизировать, – сказал Бобовников, – говорят, что им 1,5 млн долларов деть некуда». Я была уверена, что ничего из обещанного не будет, и так оно и получилось. Мне предложил перейти в Управление культуры к Татьяне Григорьевой. Вначале я была завотделом культурно-массовой работы, затем меня назначили заместителем начальника Управления культуры. У нас с Т.В. Григорьевой было очень много интересных проектов.
Дворец культуры
Когда Владимир Киреев ушел из ДК, то никто не хотел занять директорское место, и С.К. Сукнов, Н.М. Коновалова предложили мне это место. «Иди, мы всегда тебе поможем», сказал Сукнов. Полгода я сидела в ДК с 8 утра до 10 вечера, пока ни привела всю документацию в порядок. Когда меня назначили, я встретилась с сотрудниками ДК и каждого спросила, остается он или уходит. Мне все ответили: «Остаемся», но на следующий день на столе лежала пачка заявлений об уходе, датированных двумя неделями раньше и подписанных Киреевым. Ушли почти все, и мне работать было не с кем. Пришлось набирать новых сотрудников и обучать в процессе работы. Из ушедших назад никто не пришел, но через три месяца неожиданно Киреев попросил принять его на работу, хотя находился еще под следствием. Я сказала: «Не я вас увольняла и обратно принимать вас не буду». В числе новых сотрудников пришли хорошие специалисты, например, звукорежиссер Александр Буркат, Юлия Солодкова, Марина Петрова, Анна Чернецкая и другие. Сейчас в штате 79 человек, из них больше половины творческие люди, работающие в коллективах и кружках.
Когда я пришла, кружков было 5, затем их стало 18, а сейчас – 33. Они все разные, от трех человек, как в «Ветке Палестины», до 44 в «Кредо», а в «Юности» у А. Сорвачева пляшут 140 человек. Аппаратуры, практически не было, свет был только обыкновенный, заливной. Мы начали зарабатывать платными услугами, концертами, и все концертные администраторы, с которыми я работала во «Взлете» стали приезжать сюда и привозить спектакли и творческие коллективы. Заработав немного денег, сразу начали приобретать оборудование. Мы сделали проект и поставили новый свет, купили микрофоны и за год все переоборудовали.
Что вы считаете главным в работе руководителя?
– Делать людям добро, как в своем коллективе, так и в городе. Мне очень приятно, когда я иду по городу и меня многие узнают. Одни помнят меня по работе в кинотеатрах, в которые приходил весь город, другие знают по Дворцу культуры. Меня знают многие и говорят только добрые слова, а это дорогого стоит. У меня был один дом, потом другой дом, я надеюсь, что здесь третий.