Жуковский симфонический оркестр представил концерт “Музыка- подлинное бытие”

1022
SONY DSC

Весенний концерт Жуковского симфонического оркестра под управлением художественного руководителя оркестра, профессора Сергея Скрипки «Музыка – подлинное бытие» состоялся в ДК 26 мая 2019 года

Концерт был посвящен 100-летию ЦАГИ и памяти Владимира Александровича Архангельского, директора ЦАГИ с 1921 по 1924 г. В первом отделении концерта были исполнены два сочинения А.Н.Скрябина: прелюдия для оркестра «Мечты», (1898) и концерт для фортепиано с оркестром в трех частях (1896-1897), солист, лауреат международных конкурсов Алексей Набиулин. Во втором отделении прозвучала Шестнадцатая симфония Н.Я.Мясковского в четырех частях (1935-1936), вошедшая в историю музыки с согласия композитора с подзаголовком «Авиационная».

Концерт прошел с большим успехом. Зал был полон, и зрители со вниманием вслушивались в звуки рождающейся прямо здесь и сейчас музыки. Сразу после концерта я подождал за кулисами Сергея Ивановича, он появился под сопровождавшие окончание концерта аплодисменты, радостно возбужденный, весь еще в только что сыгранной музыке. Он протянул мне руку, поздоровался, и согласился ответить на несколько вопросов о концерте.

Как пришла идея посвятить этот концерт творчеству Владимира Александровича Архангельского?

– Когда я впервые прочитал, что Владимир Архангельский во время болезни Н.Е. Жуковского исполнял обязанности директора ЦАГИ, а затем стал пианистом, причем был учеником выдающегося пианиста и педагога К.Н. Игумнова и ассистентом другого замечательного пианиста В.В.Софроницкого, у меня родилась идея посвятить концерт 100-летию ЦАГИ и его памяти. Это та категория людей, которые заслуживают, чтобы о них помнили. Уже став известным пианистом, он построил специальный фургон, в котором перевозил концертный рояль по всей стране и играл классическую музыку в маленьких городах и даже в деревнях.

Владимир Архангельский был в составе звездного выпуска учеников 1918 г. Николая Жуковского, и учился вместе с такими выдающимися авиационными конструкторами как А.Н. Туполев, Б.С. Стечкин, А.А. Микулин и со своим братом А.А. Архангельским, почему же он отдал предпочтение музыке?

– Наверное, это в нем было заложено еще с рождения. Возможно, немалую роль сыграла его супруга, младшая дочь великого русского композитора А.Н.Скрябина, Мария Александровна Скрябина. Владимир Александрович Архангельский (1895-1958), помимо концертирования, преподавал в Московской консерватории, и несколько лет работал деканом фортепианного факультета. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище, и на его надгробии написано: «Инженер. Пианист».

Каким образом в творчестве Н.Я. Мясковского могла появиться симфония «Авиационная»?

– Николая Мясковского называют забытым гением, его музыка удивительна по своей актуальности. Композитор стремился музыкальным языком описать все события, что переживала страна в настоящий момент. «Утром в газете, вечером в куплете», – вот девиз, в соответствии с которым стремился творить композитор».

И трудно с этим не согласиться, Шестнадцатая симфония, созданная в 1935 г., наполнена поразительными по своей зримости, осязаемости образами. В звуках ее первой части воплощены глубинные впечатления жизни строящегося нового общества. Пред тобой явственно встает мир, наполненный ожиданием будущих свершений. Во второй части мир постепенно раскрывается, выпуская на стартовую площадку стальную птицу, которая готова взлететь. В следующей части симфонии звучат ноты траура, как отклик на одну из первых авиационных катастроф, которая произошла в Москве с самолетом АНТ-20 «Максим Горький» во время демонстрационного полета 18 мая 1935 года. Главной темой четвертой части симфонии является тема песни Н.Я.Мясковского на стихи И.Строганова «Летят самолеты».

По мнению Сергея Скрипки, удивительно совершенен финал симфонии, он один из лучших в отечественной симфонической музыке.

Александр Орел

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.