«Дети дождя»

1244

2 апреляВсемирный день распространения информации об аутизме. В нашем городе не раз проводилась акция «Зажги синим». 6 лет назад на базе  школы №8 открылся специальный класс для детей с аутизмом, в котором работают специалисты-тьюторы. Софья Непахарева рассказала о «детях дождя» и о своей работе с ними

Как Вы пришли к тому, чтобы стать тьютором?

Я училась на психолога-педагога и у меня была однокурсница, которая закончила эту школу. Работая здесь психологом, она узнала об этом проекте, решила принять в нем участие и позвала меня. С сентября, с самого начала этого проекта, я принимала в нем участие. Пришла как тьютор, еще не зная, что это за профессия. Однако мне очень хотелось попробовать себя в этом.

Спустя 4 года я поняла, что хочу заниматься этим дальше. Проходила курсы переподготовки и повышения квалификации. Сейчас я учусь в магистратуре и более углубленно изучаю направление помощи детям с аутизмом. Пришла я случайно, но мне это стало интересно, так как в моей профессии есть вызов. Ни один мой день не похож на предыдущий.

В Жуковском 6 лет назад открыли ресурсный класс для детей с расстройствами аутического спектра. Что это вообще такое?

Это ресурсная зона, где ребенок может отдохнуть и восполнить пробелы в восприятии информации, повторить изученный материал, получить поддержку специалиста. У каждого ребенка есть тьюторское сопровождение. С тьютором он может посещать уроки в общем классе и социализироваться во время перемен. Если ребенок не понимает что-то на уроке, тьютор объясняет еще раз, дает опорные визуальные подсказки, для облегчения понимания темы. Происходит постоянная адаптация материала. Так как во время обучения дети с РАС встречаются с различными трудностями, им обязательно нужна систематизация. Например, в нашем классе есть визуальное расписание. С помощью передвижения карточек, находящихся на доске, ребенок понимает, когда закончится урок, и можно будет идти домой. Существует много различных методов визуализации, помогающих детям с аутизмом упорядочить непонятные им вещи. Также в этом классе проводятся занятия со специалистами. После уроков дети занимаются с логопедом, психологом и дефектологом.

Многие люди боятся детей с РАС. Действительно ли так сложно с ними взаимодействовать?

Сложность, определенно, есть. Каждый ребенок с аутизмом уникален и трудности с взаимодействием с окружающим миром у них выражены в разной степени. Для каждого нужен индивидуальный подход. Однако при спокойном, осознанном отношении, все возможно.

Как относятся к вашим воспитанникам в классе дети и родители?

К нашим воспитанникам за время работы класса сформировалось благожелательное отношение. Наших детей воспринимают хорошо и адекватно. Они учатся общаться, и мы видим их успехи. Главное говорить спокойно, не торопясь, не используя двусмысленные фразы. С этими детьми всегда интересно рассуждать, учить их сотрудничать и взаимодействовать с окружающими. Они уже многое умеют. Играют со сверстниками в догонялки, в шашки. Напряжения между детьми нет. Классный руководитель нашла подход к детям и помогла им выстроить отношения с классом.

Как прошел ваш первый день работы с детьми? Что вы ожидали? Волновались ли Вы?

Я не волновалась, так как очень ждала этот день. У меня был опыт работы в восточных единоборствах, я была тренером. Занималась с маленькими и с взрослыми, поэтому к работе с детьми я была готова. Также я старший ребенок в семье, у меня 2 сестры и брат. Благодаря этому, я научилась общаться с детьми, находить с ними общий язык. Сложно было найти контакт с родителями. Что ожидать, я знала, так как пришла позже на пару дней и пообщалась с теми, кто тут работал о том, что произошло за это время. Мой первый год был действительно трудный, так как дети были разные, у некоторых были проблемы с поведением. Но мне было очень интересно.

Бывает ли что какие-нибудь внешние факторы, настроение или жизненные обстоятельства, мешают быть открытой и жизнерадостной? Как вы с этим справляетесь?

Конечно, бывает. Для меня работа – это то, что отвлекает от жизненных трудностей и переживаний. Каждая победа ребенка является и нашей победой тоже, их результаты-наши результаты. Но есть и откаты. Это маленькие шажочки назад, в исходную позицию. То, что нужно проработать еще раз. В такие моменты бывает тяжело, но взаимодействие с коллективом, взаимная поддержка коллег, всегда спасает. Нужно всегда оценивать достижения ребенка, все те шаги, которые уже пройдены, понять сколько уже сделано, и сколько еще нужно сделать. Это поднимает мотивацию.

Что самое приятное в вашей работе?

Достижения учеников, их пройденный путь. Общительность, открытость ребенка всегда радуют. Возрастающий эмоциональный контроль, при котором ребенок лучше справляется с трудностями, он спокоен и готов к открытиям. Мне радостно, когда ученики делают шаг вперед к лучшему взаимодействию с окружающим миром и контролю своих эмоций.

Чему вы учитесь и что нового узнаете про себя благодаря работе с детьми?

В работе мне часто приходится переосмыслять информацию о мире. При разговоре с ребенком с РАС, нужно обязательно помнить о том, что информация, которую нужно донести, должна быть достоверной, объективной, полезной. Лучше говорить короткими, емкими фразами. Важно помочь ребенку адаптироваться в той среде, в которой он будет дальше выстраивать отношения с окружающим миром, другими людьми. Такая работа с информацией не проходит бесследно для человека, приходиться много о чем задумываться.

Приходилось ли вам разрушать мифы об аутизме?

Да, приходилось. Многие из моих знакомых, часто спрашивают меня об этом. Иногда я замечаю, что их вопросы подкрепляются различными стереотипами об аутизме и далеки от реальной картины. Я всегда рада рассказать об этом подробнее. Думаю, что своим спокойным и доброжелательным отношением, я помогаю окружающим узнать больше об аутизме, снизить страх и тревожность связанную с этим, получить ответы на интересующие вопросы.

Ангелина Додонова

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.