Спустя неделю после теракта в Красногорске число погибших в его результате выросло до 144 человек, пострадавших – до 382. Российские власти задерживают всё новых подозреваемых в соучастии в преступлении, ищут его организаторов среди геополитических противников, по случаю усиленно борются с нелегальной миграцией и её мелкими покровителями, не спешат отправлять в отставку руководство правоохранительных структур и спецслужб. Среди новых тенденций – налаживание контактов с госбезопасностью Северной Кореи “для углубления взаимодействия в условиях давления внешних сил”, а также глубокий траур, который вслед за губернатором Московской области Андреем Воробьёвым надели и до сих пор носят на аватарах в соцсетях подмосковные чиновники. Кроме того, гражданам, всё ещё не осознавшим, что уголовную ответственность за слова в России несут не только журналисты и протестующие, доходчиво, не щадя ни стариков, ни детей, объясняют, чем соцсети отличаются от личных кухонь.
С начала недели брякнувшие что-то во всеуслышание, равнодушно или пренебрежительно о теракте в Крокус Сити Холле принялись массово и в чеченских традициях извиняться в видеозаписях. В первые дни после трагедии близкий к силовикам телеграм-канал “Baza” насчитал минимум пять задержаний за язвительные или глупые комментарии в соцсетях: выступили студентка, которую потом отчислили из вуза, парень, рассказавший своим читателям, что ему не нравятся звуки выстрелов, подросток из Краснознаменска, матом заявивший о том, что происходящее его не волнует, а также уроженец Средней Азии, под чужим именем “шутивший” о теракте.
Самой резонансной стала отправка в СИЗО Санкт-Петербурга до 25 мая реставратора и бизнесмена Николая Конашенка, мужа бывшего директора арт-пространства “Новая Голландия” Роксаны Шатуновской. Она ушла в отставку со своего поста после того, как Следственный комитет России обвинил её супруга в публичном оправдании терроризма. Поводом стали его реплики в соцсетях, в которых правоохранители заметили попытку перенаправить преступников на российские власти. Записи Конашенок удалил и даже пробовал покинуть Северную столицу, но был задержан. Теперь ему грозит до семи лет тюрьмы.
Такой же срок может получить 75-летний пенсионер, показательно задержанный в посёлке под Магаданом. Он оставил в сети “одобрительное сообщение по поводу теракта в “Крокусе”, в чём впоследствии раскаялся.
Видео: ОМВД России по Магаданской области
Между тем в течение нескольких дней после событий в Красногорске россияне подверглись новой атаке – со стороны телефонных террористов. Через мессенджеры, чьи настройки приватности далеки от совершенства, людям стали приходить очень похожие друг на друга сообщения от неизвестных с предложением устроить за деньги теракты в торговых центрах и прочих местах массового скопления граждан.
Кое-кто из подростков, тоже получивших такие послания в отличие от не предусмотренных в РФ регулярных школьных уроков по информационной гигиене, решил, что на теме можно хайпануть или превратить её в розыгрыш.
Вместо звонка на случайный номер со словами: “АТС, проверка связи. Постучите карандашиком по трубке телефона”, чем развлекались ещё советские дети, девятилетняя девочка теперь отправляет на рандомный телефон предложение совершить теракт за полмиллиона рублей. Такой инцидент на днях произошёл в Туве. Собеседник пригрозил, что расскажет о сообщениях правоохранителям. Ребёнок извинился и попросил этого не делать, но всё равно оказался в полиции вместе с родителями. Прежде благополучную семью оштрафовали по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетней. Девочку, признавшуюся, что затеяла всё “со скуки”, поставили на профилактический учет.
А вот 15-летней школьнице из Саяногорска в Хакасии грозит уже до пяти лет колонии за выдуманную переписку о теракте, которую она разместила в своём телеграм-канале с сотней подписчиков. Девятиклассница объяснила, что хотела пошутить и привлечь к себе внимание. Против неё возбудили дело по статье о ложном сообщении о террористическом акте.
28 марта Минпросвещения РФ направило в регионы рекомендации, как вести себя подростку в случае получения в социальной сети призыва совершить теракт: следует не вступать в переписку с злоумышленниками, заблокировать отправителя и сообщить взрослым.
В свою очередь основатель Telegram Павел Дуров рассказал 28 марта о дополнительных мерах по обеспечению безопасности клиентов, которые принимают разработчики мессенджера после того, как четыре дня назад русскоязычные пользователи стали жаловаться на сообщения от незнакомцев с призывами к терактам.
“В течение часа после получения подобных жалоб мы применили ряд технических мер и организационных мер для того, чтобы предотвращать эту активность, – отметил он. – В результате десятки тысяч попыток отправить такие сообщения были пресечены, а тысячи пользователей, участвующих в этом флешмобе, столкнулись с вечной блокировкой своих Telegram-аккаунтов. С начала следующей недели все пользователи из России, Украины и Беларуси смогут ограничивать круг тех, кто может присылать им личные сообщения. Мы также внедряем решения на основе искусственного интеллекта для еще более эффективной фильтрации подобного спама”.