Итоги работы гражданской авиации РФ в 2023 году

1710
Фото сайта vnukovo.ru

В течение прошлого года наблюдался рост авиаперевозок у отечественных авиакомпаний, и удалось снизить число авиационных инцидентов

Перевозки пассажиров

В середине января 2024 г. министр транспорта Виталий Савельев сообщил, что авиакомпании России увеличили более чем на 10% перевозки пассажиров по сравнению с 2022 г. Всего авиакомпании РФ по оперативным данным перевезли в течение 2023 г. около 105 млн. пассажиров (для сравнения – в 2022 г. перевезли 95,2 млн. пассажиров). Необходимо сказать, что 65% перевезенных пассажиров приходится на три самые крупные отечественные авиакомпании: группу «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии».

Согласно Комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 г., общий пассажиропоток в 2023 году ожидался на уровне 103 млн. человек (+8% г/г). В 2022 году на фоне антироссийских санкций, ударивших по авиации, показатель упал на 14% – до 95,2 млн. человек.

Руководитель Минтранса РФ подчеркнул, что благодаря принятым руководством России решениям о господдержке с целью «нивелирования западных санкций», авиакомпании и аэропорты России смогли в 2023 г. планомерно продолжить свою деятельность. Гражданская авиация РФ получила в течение прошлого года государственную поддержку в виде субсидий на сумму в 57 млрд. руб., из них отечественные авиакомпании получили 25,3 млрд. руб. за пассажирооборот зимний период.

Самый большой рост в перевозках пассажиров наблюдался у группы «Аэрофлот» – в 16,3% по сравнению с 2022 г. На внутренних авиалиниях этот рост по сравнению с 2022 г. составил 37,7 млн. человек (6,8%), а на международных – 9,6 млн. пассажиров (79,3%). Однако крупнейшая российская авиационная группа (включает авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и «Победа») не смогли вернуться к уровню докризисного 2019 г.

По состоянию на декабрь 2023 г. Россия осуществляла авиасообщение с 37 иностранными государствами. В конце прошлого года международные пассажирские рейсы выполняли 18 российских авиакомпаний.

Руководитель управления по надзору в гражданской авиации Ространснадзора Владимир Ковальский заявил, что в 2023 г. «наблюдалось снижение числа авиационных инцидентов с участием воздушных судов российских авиакомпаний на 15% в среднем, по сравнению с периодом до введения санкций». В.Ковальский сообщил, что Ространснадзором не было замечено увеличение неисправностей, связанных с санкциями со стороны «недружественных стран».

Авиапарк

В 2023 г. продолжалось взаимодействие с западными лизинговыми компаниями по воздушным судам, которые были в эксплуатации в отечественных авиакомпаниях. Годом ранее российское правительство запретило отечественным авиакомпаниям возвращать воздушные суда собственникам, после того, как в соответствии с санкциями были введены запреты на поставку авиатехники в РФ.

Выкуп авиатехники зарубежного производства был сделан через страховое урегулирование. Российская Национальная страховая компания (НСК) на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) выплатила западным лизингодателям неустойку за «потерянные» самолеты и взамен получила права на них. Затем НСК стала передавать воздушные суда в лизинг прежним операторам.

На эти цели из ФНБ было выделено 300 млрд. рублей. Выделенные средства позволили группе «Аэрофлот» выкупить 98 авиалайнеров (треть авиапарка). Авиакомпании S7 позволило выкупить 45 самолетов (половина авиапарка) и «Уральским авиалиниям» – 19 авиалайнеров (треть авиапарка). Выкупленные самолеты теперь можно без ограничений использовать для международных рейсов в те страны, которые сотрудничают по авиаперевозкам с РФ, например, для полетов в Турцию.

В 2023 г. на отечественных авиазаводах не было построено ни одного серийного авиалайнера для отечественных заказчиков. Были изготовлены только опытные образцы пассажирских самолетов.

Однако российские авиакомпании, в частности, «Азимут» и «Рэд Уингс» («Красные крылья»), получили несколько серийных самолетов, которые были выпущены ранее 2023 г. В частности, авиакомпания «Рэд Уингс» получила расконсервированные самолеты семейства Ту-204 и один грузовой Ил-96-400Т.

Стоит сказать, что около 95% пассажирооборота приходится на самолеты иностранного производства, при этом санкции пока не сказались в значительной степени на показателях безопасности полетов гражданской авиации РФ.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"