Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова поручилась перед Путиным и всей страной за эффективность новой установки Роснано для утилизации опасных отходов. Где проходил апробацию комплекс, расщепляющий мусор “до молекул”, она не конкретизировала. Есть подозрение, что речь в Кремле шла о печально знаменитом пункте сжигания отходов на улице Дорожной в Жуковском.
По вердикту Мособлсуда, платформу, на которой покоится то самое, новейшее оборудование “от Чубайса” для плазмохимической деструкции, обязаны были снести в апреле прошлого года после двухлетних разбирательств жуковчан и жителей Раменского округа, прокуратуры и администрации Жуковского с подрядчиком Роснано, которому не давали разрешения на строительную и экспериментальную деятельность в наукограде.
В случае неисполнения предписания о ликвидации незаконной постройки в добровольном порядке к делу должна была подключиться Федеральная служба судебных приставов.
Но заводик на Дорожной, расположенный рядом с жильём и Москвой-рекой, скоро три года дымит как ни в чём не бывало. К примеру, 27 декабря 2023-го он снова обдал окрестности и местное население свежей порцией аммиачно-ацетонового амбре.
Видео гражданских активистов, выступающих против мусоросжигания в Жуковском
Тем не менее сразу после новогодних каникул на рабочей встрече с президентом 9 января глава Росприроднадзора завела разговор об успехах “плазмохимической деструкции”.
“И отдельный вопрос, который я хотела бы обсудить, – это вопрос технологий. Экология зачастую это такое, знаете, технологическое рабство или технологический шантаж. Мы это видим очень чётко, – заявила Радионова. – Нам говорили, что у нас нет технологий по удалению отходов. На нашем языке это удаление, для любого человека это просто уничтожение отходов. Вы давали поручение, компания «Роснано» представляла Вам свою идею по плазмохимической деструкции. Установка, которая уничтожает химические, медицинские, биологические отходы и иные опасные отходы”.
Услышав это, СМИ припомнили, что в феврале 2023-го директор по развитию УК “Роснано” Иван Ожгихин предложил построить в Татарстане за 300 млн рублей первое крупное предприятие по переработке мусора, работающее с применением плазменных технологий. Тогда он отметил, что “первые опытные установки, использующие технологию плазмохимической деструкции, уже работают в подмосковных городах Жуковский и Воскресенск”. Компания уверяла, что её технология “имеет нулевое воздействие на экологию”.
Запрос ЖВ по поводу документов, подтверждающих эффективность и безопасность разработки, а также разрешений на плазмохимические опыты над людьми Роснано успешно проигнорировало. Ничего внятного не смогли сказать по теме ни в Администрации президента, ни в Роспотребнадзоре, ни в Минприроды и Минздраве России, ни в Росреестре. Депутаты Мособлдумы тоже не проявили интереса к защите права избирателей на благополучную окружающую среду и оставили без ответа многочисленные вопросы граждан.
В переписке, длившейся несколько месяцев, ярко выступил и Росприроднадзор. Его пресс-служба выслала нам сообщение “на отвали” – без бланка и ровно из трёх строк: “Добрый день. Заданные Вами вопросы не относятся к компетенции Росприроднадзора. С уважением”.
Но, видно, за год что-то изменилось в полномочиях ведомства Радионовой.
“Мы провели большое исследование, мы следили за ней даже ночью, – живописала она Путину 9 января испытания установки Роснано для утилизации мусора. – Мы поставили камеры, чтобы нас не обманули, следили днём и ночью. Наши лучшие лаборатории, две наши лаборатории смотрели за этой установкой. И мы чётко можем сказать, что она отвечает всем стандартам, достигается полное разложение на молекулы, и она может работать как с медицинскими отходами, так и с ветеринарными отходами и с другими видами опасных отходов”.
К сожалению, на этом увлекательное повествование главы Росприроднадзора о проверке безопасности плазмохимической деструкции оборвалось. Она заметила, что внимание главы государства привлёк слайд с медведем из её презентации, и поспешила углубиться в детали “самой приятной миссии” своей службы – сохранения краснокнижных животных.
Что касается сбережения людей, то тут всё не так однозначно. Из спича Радионовой неясно, где проверяли установку Роснано – в Жуковском, Воскресенске или уже в Татарстане. А может, в медицинском кластере федеральной территории университета “Сириус”, где тоже собирались подобную водрузить?
Если в нашем наукограде, то здесь экологичностью в прямом смысле не пахнет. Росприроднадзор, не раз получавший жалобы населения на мусоросжигателей с Дорожной, не может об этом не знать. И всё-таки лоббирует проект Роснано. Или вместе с этой компанией просто пускает дым стране и Путину в глаза ради красного словца в годовом отчёте, вовсе не собираясь внедрять никакие технологии?
Вопрос для правоохранительных органов минимум на несколько сотен миллионов бюджетных рублей.