«Выставка красивая, авангардная и, именно, летняя»

930

Так определил художник Геннадий Кислицын прекрасную выставку «Вариации», которая работает в галерее «5 Дом» с 17 по 29 июля. В экспозиции около тридцати работ, наполненных светом, радостью жизни и теплым юмором.

Автор экспонируемых работ: Лариса Сергеева родилась в 1946 г., закончила художественную школу им. Ф.А.Васильева в в Ялте, факультет прикладного искусства Московского текстильного института (1970 г.). Лариса Сергеева – Заслуженный художник Российской Федерации (2013), член-корреспондент Российской Академии художеств (2021), Заслуженный художник Автономной Республики Крым (2009), член: Союза дизайнеров России, Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов», ASPAS – Pintores Pastelistas Españoles, L’association «l’art de cœur de l’art» во Франции.

Она живописец, график, художественный критик, теоретик искусства, методист. Ею выполнены серии работ: посвящённых местам, связанным с жизнью А.П. Чехова; пейзажи Подмосковья, Крыма, Беларуси, Италии, Сербии и Хорватии; современный русский натюрморт; памяти Второй мировой войны; иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина,  А.В. Гоголя, А.П. Чехова, И.А. Бунина; эскизы костюма к классическим спектаклям. Лариса Сергеевна работала художником-модельером, работала в жанре современной декоративной игрушки, так называемая «московская реплика». Она создала и теоретически обосновала новый жанр в изобразительном искусстве – экспозе, и возродила направление 20-х – 30-х годов прошлого столетия – витаизм. Она провела свыше 70 персональных выставок, участница свыше 210 коллективных. Ее работы находятся в музеях Крыма, России, Хорватии в Алжире, Чехословакии, Германии, Сербии, Индии, Италии, Испании, Франции, США, Японии.

Лариса Сергеевна, каким образом ваша выставка оказалась в Жуковском?

Как оказалась? Мы взяли и поехали в Жуковский, конечно, мы уже знали что здесь хороший выставочный зал, в котором проходят разные, интересные выставки. Приехали, посмотрели, поговорили с Ниной Григорьевной и решили привезти сюда свои работы, тем более, что недалеко.

У вас очень много работ, как вы

цветом, либо формой, или тем и другим. То что в душу залетала, то и отбирала. Но кроме этого мне хотелось показать работы разных тем, как можно больше различных. Эту выставку я назвала «Вариации», это живопись и классическая, и отбирали картины для этой выставки?

Сначала решила отобрать те, которые как-то волнуют, но получается, что волнуют все работы, либо декоративная, потом быстрые, беглые зарисовки, «экспозе», а также декоративные работы, выполненные только пастелью, или только акварелью, и другие разные техники. Мне захотелось, чтобы было все разное, потому что, если ты пишешь только в одной технике, например, только маслом, как это многие делают, то ты в себе как бы трамбуешь что-то одно. Почему-то все считают, что меня кто-то учил разным техникам, но этому меня не учили, мне помогал только Бог. В 2011 г. я получила приглашение участвовать в выставке в Испании с работами, выполненными пастелью. У меня не было декоративных работ, выполненных пастелью. Когда же я привезла новые работы в Испанию, то мои коллеги в один голос сказали: «Что это такое, ты же так не рисуешь! Почему так нарисовала?» А я не знаю, почему для этой выставке нарисовала такие работы, но я попала в точку — они получили высокую оценку. Я — крымчанка, родилась в Ялте, окончила Московский текстильный институт, жила в Москве и часто ездила к родителям. В поезде все время рисовала, красками работать неудобно, потому я освоила пастель и быстро делала небольшие работы пастелью. Мне очень понравилась эта техника. Часть этих работ сфотографировала, отправила в Испанию, в экспозицию они отобрали три. Это было их первое биенале, и потом они стали приглашать меня постоянно. Сейчас пришло приглашение на седьмое биенале. Отмечу очень дружелюбное отношение организаторов. В Испании была моя первая зарубежная выставка, потом меня пригласили во Францию, и так я начала участвовать в других выставках за рубежом.

Каждая картина имеет свою историю, можете рассказать об одной, из представленных на выставке?

Вот например «Ночная Ялта», этот город красив и зимой, а летом особенно. Набережная освещена, часто проходят различные праздневства с салютом. Я начала рисовала ее сразу, живьем, без предварительных набросков. Работу «Чужая жена слаще» написала в Евпатории, где делала наброски, сидя напротив музея. В 2018 году в Евпатории была какая-то специфика – мужчины ходили по улицам в трусах, не в шортах, а в натуральных трусах или  плавках золотого цвета. Жуть какая-то. Женщины идут в платьицах, а он — в трусах и поглядывает на впереди идущих. Я нарисовала эту картинку. А когда мне прислали приглашение на конкурс графики в Индии: «Если у вас есть что-то из графики, то пришлите», то я долго думала, и почти в последний день отправила эту работу. Конкуренция была большой, из России взяли работы двух авторов, а «Чужая жена слаще» стала финалистом. Мне прислали снимок министра культуры Индии и организатора конкурса, стоящих у моей работы.

Очень интересна реакция уличной публики на художника. В Крыму к художнику на улице подходят все, кому надо и не надо, подолгу стоят и смотрят. В Подмосковье я писала под деревом рядом с домом, и никто не подошел. Мне нравится, когда не подходят, но когда подходят, то в Подмосковье чаще всего начинают спрашивать о деньгах: «А сколько стоит? А как вы продаете?» Иногда, благодаря художникам, люди замечают красоту своих мест, посмотрят на мольберт и скажут: «Я и не замечал, что у нас забор такой красивый». Однажды удивил ребенок в Подмосковье, когда я сидела рисовала весной дом, около которого что-то цвело, ко мне подошла группа детей, и мальчик лет 12-ти вынул из кармана 100 руб. и протянул мне со словами: «Художникам нужно платить».

Вот картине видите большую подпорную стену в Ялте — она сплошная, метра три высотой и только в нижнем углу маленькая дверь. Около этой колоритной стены снималось не менее тридцати фильмов, в том числе, «Гиперболоид инженера Гарина», «Отелло», «Буратино», какие-то сказки про чертенят.  Киностудия им. Довженко постоянно снимала там. Одна женщина, проживавшая рядом, утверждает, что составила список из 35 фильмов, там снимавшихся. Детьми, мы постоянно наблюдали за съемками, и я заболела театром, стала ходить в театральный, балетный кружки и собиралась стать артисткой. В детстве меня даже снимали в картине, «Друзья, товарищи». Приехав в Москву, меня тянуло в театр, мне говорили, что нужно попробовать себя на сцене, а мне больше нравилось придумывать и рисовать костюмы. Однажды я попала в театр «На Таганке» и долго беседовала с Юрием Любимовым, который предлагал мне сыграть сценку. Но я отвечала, что хочу стать художником, и он согласился: «Наверно, ты права, если получается, то лучше будь художником, а спектакли — сегодня есть, а завтра их нет — и ничего не остаётся. Но ты приходи к нам, ты — наша». Так получалось, что Бог давал мне встречи с такими особенные людьми, что было невозможно не заниматься творчеством.

 

 

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"