Самолеты Ан-2 долетались до предпоследней импортной запчасти

5525

Под санкции попали поставки авиазапчастей для самолета-легенды «Аннушка», что может поставить на «прикол» имеющийся парк машин Ан-2 в России

По словам генерального директор Московского авиационного ремонтного завода (МАРЗ) Павла Ненастьева, начались проблемы с поставками и подорожанием запчастей для самолетов марки Ан-2. Он также заявил о необходимости производства в России около 60 видов комплектующих для самолетов семейства Ан-2.

Как сообщил П.Ненастьев, если не принять срочные меры, то у авиаремонтных заводов прекратиться возможность делать ремонт и оказывать техобслуживание Ан-2, это приведет к остановке эксплуатации самолета.

Уже сейчас значительно подорожал ремонт и техобслуживание машины Ан-2. До 2022 г. капитальный ремонт «Аннушки» обходился заказчикам в сумму около 3 млн. руб., а поршневого двигателя АШ-62ИР для самолета – в сумму около 600 тыс. руб. В 2023 г. после введения санкций все выросло в 1,5-2 раза соответственно. Стоит сказать, что из России в прошлом году ушла британская компания Shell – поставщик масла для поршневых двигателей, что привело к удорожанию авиационного масла на отечественном рынке на 100–120%.

Авиапарк самолетов Ан-2 в России в гражданской и военной авиации на сегодняшний день насчитывает около 200 машин. До вступления СССР в ноябре 1970 г. в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) воздушные суда, разработанные в СССР, не получали сертификат типа. Вместо него выдавался Аттестат о годности к эксплуатации. В 1999 г. авиазавод PZL-Mielec в польском городе Мелеце, на котором по лицензии в течение многих лет изготавливали Ан-2, получил сертификаты типа на машины Ан-2 и Ан-2Т. В настоящее время сертификат типа на Ан-2 принадлежит компании «Эрбас Милитари». В 2013 г. Минпромторговли РФ назначил СибНИА им. С.А.Чаплыгина разработчиком самолетов Ан-2 на территории России.

70 лет назад однодвигательный самолет авиации общего назначения (АОН) Ан-2 был «чисто» отечественным продуктом. И на тебе постепенно превратился в «полуимпортный».

Сейчас осуществляется программа по созданию универсального самолета АОН ЛМС-901 «Байкал» для замены Ан-2. Разработчиком самолета ЛМС-901 является дочерняя фирма Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – «Байкал Инжиниринг». УЗГА входит в состав госкорпорации «Ростех».

«Сдерживает» реализацию проекта по машине ЛМС-901 отсутствие турбовинтового двигателя (ТВД) ВК-800СМ. Сдвиг «вправо» по программе создания двигателя ВК-800СМ (базовый ТВД ВК-800С начали разрабатывать около 20 лет назад) составляет около двух лет. УЗГА совместно с компанией «ОДК-Климов» участвует в разработке ТВД ВК-800СМ.

В соответствии с Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., должны быть выпущены первые 14 серийных самолетов ЛМС-901 в 2024 г. Но сейчас с большой долей уверенности можно предположить, что сроки будут сдвинуты «вправо». С 2021 г. стоимость одного самолета ЛМС-901 в девятиместной базовой версии увеличилась с 120 млн. руб. до 151 млн. руб. Эксперты полагают, что после начала серийного производства ЛМС-901 в последующие пять-семь лет «Байкал» не станет заменой самолета Ан-2 из-за несопоставимой стоимости и меньшей грузоподъемности.

Сейчас, рассуждая о «Комплексной программе…», часто говорят слово «будет». Хорошо о слове «будет» сказано Михаилом Жванецким: «…У нас будет, будет лучше. Хотя слово «будет» уже почернело от бесконечного употребления. Оно уже черное, это слово «будет». Уже сколько, уже восемьдесят лет, все «будет» и «будет», оно уже почернело, это слово. Но оно еще сгодится в работе нам, еще сгодится. Ему придать прежний блеск, и оно приобретет новый смысл, слово «будет»…

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"