«Главное условие гармонии – чтобы в основе была любовь», – считает один из основателей «Лесного Театра фон Мекка» – Иван Борисенко.
Барон Николай Карлович фон Мекк – российский предприниматель, представитель династии строителей и собственников железных дорог. А еще в честь него назван лесной театр, расположенный на территории кратовского озера ММР.
Первого июля – особый день: два года назад Ивану и его единомышленникам удалось создать островок доброты, поддержки и объединения людей – лесной театр. На озере ММР двухлетие «детища» (так организаторы называют свой проект) отметили большой компанией и с большим масштабом: шумным выступлением рок-н-ролльного коллектива GIPSY JACK.
Иван, как пришла идея организовать такое необычное пространство?
Началось с того, что в 2008 году я стал на этом месте собирать мусор, как волонтер. Пришел, увидел, что здесь было много мусора, были гневные объявления: «люди, не будьте свиньями, не мусорите». Но все было кругом завалено мусором. Я стал регулярно собирать его на протяжении полугода. Потом появилось желание начать какие-то мероприятия проводить. Мы проводили здесь день защиты детей, потом музыкальные мероприятия – приглашали музыкантов. У меня было такое желание сделать это бесплатно, накормить людей, был юношеский максимализм. И это было все много-много лет. Потом меня пригласили в кратовскую администрацию и сказали: «ты, человек, который не только языком, но и руками что-то делает, поэтому иди в депутаты». Меня избрали в депутаты, я пять лет отработал, параллельно продолжал заниматься этим озером. Мы здесь провели мероприятие на девятое мая. Я сюда привозил копии самолета и пушки, один в один. Военный самолет у нас здесь стоял. Хотелось мне людям что-то доброе сделать. Изначально была идея такая: у нас в Кратово очень много хороших людей, но все они живут на дачах, за высокими заборами, мало кто общается. Я очень хотел, чтобы было такое место, куда люди могли прийти и познакомиться, пообщаться, подружиться и классно провести время.
Получается, ваша цель – объединить общество?
Да, объединить нормальных людей. К сожалению, в нашем современном мире всякие негодяи объединяются в какие-то группировки и разделываются с обычными людьми, которые воспитаны были в Советском Союзе, не агрессивные, спокойные. Таким людям очень в наше время сложно. Мне хотелось сделать такое место, куда люди могли приходить и чувствовать себя здесь спокойно, защищенно, уверенно, не переживать ни за что. Место, объединяющие людей, которые ценят чистоту, порядок, хорошую музыку и вкусную еду, свободу не только свою, но и людей вокруг себя.
Как вы перешли от слов к действию – к осуществлению идеи?
У нас сегодня два года, как мы создали театр. А изначально мы с Мишей, с которым этот театр организовали, познакомились три года назад. У него было небольшое кафе около станции «Кратово», и я предложил ему сделать вместе здесь проект. Мы поняли, что у нас очень схожие представления о прекрасном, он тоже очень много занимается благотворительностью. Сегодня у нас будет мероприятие, мы будем собирать для мальчика, которому требуются деньги для реабилитации после онкологии.
Как вы выбираете, кому помочь? Люди сами к вам обращаются?
Да, когда мы только начинали этим заниматься, это было немножко сложно. Но потом, поскольку я был депутатом, я знал людей местных, у очень большого числа людей здесь тоже есть дети со сложностями, которым мы помогали. Есть девочка, оставшаяся без родителей, мы ведем ее уже много лет. Идея сообщества, которое бы помогало, по возможности, тем, кому нужна помощь, вписывается в концепцию этого озера.
А еще интересный момент, вот мы идем, гуляем сейчас по озеру, а там такой плот интересный с холстами. Это Паша Суслов. Когда я только начинал заниматься озером, он тоже здесь был. Но не на плоту, а на берегу, стоял и точно так же писал картины. Он сыграл очень большую роль, потому что, когда я увидел красоту этого места на его холстах, меня это сразило еще больше. Когда я каждый день сюда приезжал, взгляд замылился, но как только увидел, как Паша это пишет, у меня открылось второе дыхание. Мы с ним продолжаем дружить, он часто в наших мероприятиях принимает участие. В этом году он попросил целый месяц быть на озере, на плоту и творить.
На организованные вами концерты всегда бесплатный вход, окупается ли ваш проект?
Раньше это был полный беспредел, у меня было желание сделать все бесплатно. Сейчас я понимаю, что это абсолютно тупиковая история, потому что люди привыкают, они не ценят, они считают, что я всем должен, сейчас у нас есть кафе, которое летом позволяет нам делать то, что мы делаем: собирать мусор, понемногу благоустраивать. Сейчас нам жуковский парк лавочки отдал, на следующей неделе мы их сюда привезем, поставим. Мы сделали спортивную площадку, ограждение, свет провели.
В убыток не уходите?
Это как сказать. Летом, в жаркие дни, оно имеет смысл. Есть люди, которые покупают мороженое, воду. Еще важный момент: мы не продаем здесь алкоголь. Хочется, чтобы это место было прежде всего для мам, детей.
Летом вы проводите концерты на открытых площадках, как театр функционирует зимой?
Зимой мы несколько раз делали мероприятия внутри, но это довольно проблематично, потому что много людей набивается, там становится душно. Можно сказать, что восемьдесят процентов времени работы театра приходится на лето.
У вас такое кулинарное разнообразие. Сегодня израильский стрит-фуд, до этого была испанская кухня, можете немного рассказать про вашего шеф-повара?
Из-за того, что Кратово – это такое мультикультурное пересечение, у нас здесь кого только нет, хочется чего-то новенького. У нас есть Дмитрий, чаще всего он готовит испанскую кухню. Сегодня у нас будет чили кон карне.
Кто основная целевая аудитория вашего театра?
Конечно, это местные жители. Но сейчас уже народ прознал, люди приходят из Жуковского, Раменского, из Москвы приезжают. Раньше каждое мероприятия было очень волнительное, потому что мы переживали, что люди могут не прийти. Сейчас мы уже перешли в такой формат, когда не беспокоимся совсем, потому что каждый раз приходит очень много людей, у нас заканчивается вся еда. Но одновременно я понимаю, что не хочется это место подавить, уничтожить, поэтому хочется, чтобы количество народу было в разумных пределах. Это лес, это природа. Мы сейчас уже меньше даем рекламы, меньше везде рассказываем.
Как люди узнают о лесном театре?
Сарафанное радио. Социальные сети, но сейчас мы активно этим не занимаются.
Сегодня у вас в афише рок-концерт, на что вы ориентируетесь, когда составляете программу?
У нас есть Яков, который нам помогает с музыкантами. Он постоянно находится в Москве, я абсолютно доверяю его вкусу и выбору. Он узнал, что нашему театру два года, поэтому он решил, что подходящим будет тот коллектив, который выступит сегодня. У нас два кубинца, которые будут аккомпанировать русскоязычному молодому человеку.
Какое мероприятие для вас было самым запоминающимся?
Когда я пригласил сюда московский оркестр «Antonio-orchestra». Я случайно попал на их концерт в Соборе Петра и Павла, меня они очень поразили, они играют популярную музыку, классику. После концерта я подошел к дирижеру, мы с ним познакомились. Спустя год, мы с ними договорились, они приехали, их было человек восемь или девять. Они играли «Розовую пантеру», «Времена года». Для меня это было, наверное, самое сильное ощущение. Потом они играли Queen, люди все были счастливы и довольны. Мне кажется очень важным, чтобы музыка откликалась в ушах слушателя, а эти мелодии, безусловно, всем знакомы, очень трогательные, волнительные.
Все наши посетители были поражены в цель.
Были ли у вас моменты творческого выгорания, когда было недостаточно отдачи и вы понимали, что не хотите больше этим заниматься?
Безусловно, даже сейчас, на последних мероприятиях. Очень много приезжали людей на машинах, из-за этого у меня проблемы возникали с местными жителями. Машина блокировали им проезд на дачи, поднимали клубы пыли, люди пишут жалобы. Я каждый раз очень прошу приезжать на велосипедах.
Вашему театру два года, можете ли вы подвести какие-то промежуточные итоги?
Главный итог – мы стали меньше переживать, поняли, что у нас получилось. На втором этаже у нас цветет кукуруза, огурцы и помидоры. Люди приходят, театр живет – это самое главное. Когда мы только его построили, очень много людей меня пугали, что театр долго не просуществует. Но жизнь повернулась так, что театр стоит и здравствует.
Ждать ли от вас еще интересных проектов в будущем?
От нас, конечно, ждать. Мы занимаемся еще усадьбой в Быково. Сейчас у нас еще один интересный проект, пока не буду говорить, где. У нас все бурлит.
Хочется отметить, что театр «стоит, здравствует», собирает толпы зрителей, потому что организаторы вложили туда море любви и тепла. У них очень верный и понятный посыл – совершать добрые поступки, помогать людям. Ведь только совместными усилиями мы сможем не только сохранить этот мир, но и сделать его лучше.
Полина Лазарева