Вековой юбилей Героя Советского Союза Фёдора Ивановича Бурцева

1059
Герои Советского Союза Валентин Васин и Фёдор Бурцев, 1970 год.

Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР, лауреата Государственной премии СССР, полковника Фёдора Ивановича Бурцева

Он родился в слободе Казаки Новоприборной волости Венёвского уезда Тульской губернии в многодетной крестьянской семье. Позже слобода Казаки вошла в состав села Гремячее Новомосковского района Тульской области. В 1932 году всё семейство переехало в Москву, где в 1940 году Фёдор окончил 8 классов школы № 564 и Ленинский аэроклуб г. Москвы.

Ф.И. Бурцев и М.М. Громов (в центре первого ряда) со слушателями ШЛИ, 1976 год

В январе 1941 года его призвали в армию и, как имеющего первоначальную лётную подготовку, направили в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. А вскоре началась война… В ноябре 1941 года сержант Ф.И. Бурцев успешно окончил обучение, но вместо назначения на фронт был оставлен в школе лётчиком-инструктором. Вскоре, в апреле 1942 года его назначили лётчиком-инструктором во 2-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк, базировавшийся в Ивановской области. Здесь за год Фёдор Иванович подготовил 16 лётчиков на истребителях Як-1.

В июне 1943 года в подмосковных Люберцах была создана Высшая офицерская школа воздушного боя. Инструкторы школы обучали слушателей тактике и приёмам воздушного боя. Каждые два месяца на Люберецком аэродроме выпускники получали новые истребители и улетали на фронт. Ф.И. Бурцев прекрасно зарекомендовал себя как лётчик-инструктор и в июне 1943 года получил назначение в только что созданную школу. Здесь за полтора года войны Фёдор Иванович подготовил около 20 первоклассных лётчиков-истребителей для фронта.

Старший лейтенант Фёдор Бурцев, 1947 год

Все эти полтора года Ф.И. Бурцев писал рапорты с просьбой отправить его на фронт. И ему удалось добиться своего! 12 сентября 1943 года его отправляют на боевую стажировку в 32-й гвардейский истребительный авиационный полк (на Брянский фронт), а в конце сентября переводят в 11-й гвардейский истребительный авиационный полк (на Воронежский фронт). Фёдор Иванович участвует в Брянской операции и битве за Днепр. 22 октября 1943 года, прикрывая советские войска на Букринском плацдарме, в бою с двумя Ме-109 он сбивает один из них. Через полтора месяца боёв, в начале ноябре 1943 года Ф.И. Бурцев возвращается к инструкторской работе.

Летом 1944 года его наградили сразу двумя орденами Красной Звезды. Один орден он получил за подготовку высококвалифицированных лётных кадров для фронта, второй – за боевые подвиги на фронте.

В августе 1944 года Ф.И. Бурцев отправился в свою третью боевую стажировку – на этот раз в 322-ю истребительную авиационную дивизию (на 3-й Белорусский фронт). Здесь он участвует в Каунасской операции. Всего за время войны Фёдор Иванович совершил 57 боевых вылетов на истребителе Ла-5, в 17 воздушных боях лично сбил 1 самолёт противника.

С марта 1947 года Ф.И. Бурцев служил лётчиком-инструктором Учебно-методического центра ВВС на станции Сейма Горьковской области, участвовал в войсковых испытаниях первых отечественных реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15.

В это же время в Жуковском была создана Школа лётчиков-испытателей, и начался подбор кандидатов для обучения в ней. Одним из первых слушателей ШЛИ в мае 1948 года стал старший лейтенант Фёдор Иванович Бурцев.

В мае 1950 года после успешного окончания Школы он получил назначение в Лётно-исследовательский институт. За тридцать лет лётно-испытательной работы Ф.И. Бурцев провёл большой объём лётных исследований в области аэродинамики на реактивных истребителях МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Е-4, Е-5, Е-6 и МиГ-21; испытания системы дозаправки топливом в полёте по схеме «шланг – конус» на реактивных истребителях МиГ-15бис и МиГ-17; исследования устойчивости и управляемости истребителя МиГ-15 на сверхзвуке; испытания опытных двигателей на летающих лабораториях Ту-4ЛЛ и Ту-16ЛЛ; другие сложные испытания.

Примечательно, что уже через год после прихода в ЛИИ Ф.И. Бурцева подключили к проведению сложнейшей работы – испытаниям первой отечественной крылатой ракеты – самолёта-снаряда КС-1 «Комета». Для отработки КС-1 в пилотируемом режиме в ОКБ А.И. Микояна на основе самолёта МиГ-15 был создан самолёт-аналог, получивший наименование «К». Испытания четырёх самолётов-аналогов проводись на базе 71-го полигона ВВС на крымском аэродроме Багерово. Их проводили лётчики-испытатели ЛИИ Амет-хан Султан, С.Н. Анохин и Ф.И. Бурцев совместно с лётчиком-испытателем КБ-1 В.Г. Павловым. 22 января 1953 года результаты испытаний обсуждались в Кремле у И.В. Сталина, а вскоре ракетная система «Комета» была принята на вооружение и использовалась до конца 1960-х годов.

За проведение этих сложнейших испытаний 3 февраля 1953 года Сергею Николаевичу Анохину и Василию Георгиевичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза. Амет-хан Султан и Фёдор Иванович Бурцев этим же Указом были награждены орденами Красного Знамени. Все четверо стали также лауреатами Сталинской премии второй степени.

В апреле 1954 года, всего через четыре года после начала лётно-испытательной работы, Ф.И. Бурцев стал лётчиком-испытателем первого класса. 16 февраля 1955 года ему доверили поднять в небо новый самолёт ОКБ А.И. Микояна – сверхзвуковой истребитель И-370. К сожалению, этот самолёт так и не был доведён и запущен в серийное производство.

21 августа 1964 года Фёдору Ивановичу Бурцеву было присвоено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», а 22 июля 1966 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, ему присвоили звание Героя Советского Союза. Это стало наивысшей оценкой его лётного мастерства.

Герой Советского Союза Фёдор Бурцев, конец 1960-х годов

В июне 1974 года Фёдор Иванович был назначен начальником Школы лётчиков-испытателей и руководил ею до мая 1988 года. В это время Школу окончили 27 будущих Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, среди которых Т.О. Аубакиров, И.В. Вотинцев, А.Н. Квочур, А.В. Крутов, В.Г. Пугачёв, С.Е. Савицкая, Н.Ф. Садовников и другие.

Ф.И. Бурцев руководил Школой лётчиков-испытателей 14 лет. Это были годы наивысшего расцвета ШЛИ. Благодаря поддержке начальника Управления лётной службы МАП СССР Л.В. Фоменко, который добился от Правительства выделения средств на строительство, в 1979 году было начато строительство пятиэтажного здания Школы с пристройкой для размещения четырёх тренажёров. Рядом с аэродромом в 1980 году построили девятиэтажное общежитие с отдельными квартирами для слушателей с семьями. В 1982 году в новом здании Школы начались занятия.

В этот период программа лётного обучения в ШЛИ включала в себя освоение 10–12 типов самолётов с общим налётом 120 часов и содержала: полёты на простой и сложный пилотаж; полёты в сложных метеоусловиях в автоматическом и ручном режимах днём и ночью; полёты по определению лётных характеристик самолётов и двигателей; полёты по определению характеристик манёвренности, устойчивости и управляемости; полёты по программам лётных испытаний серийных самолётов и вертолётов на авиазаводах; полёты на обработку действий лётчика при отказах двигателей на различных режимах полёта, отказах систем управления и т.д. До 1980 года Ф.И. Бурцев лично участвовал в учебно-тренировочных полётах со слушателями Школы.

После ухода на пенсию Фёдор Иванович не потерял связи с ЛИИ – он регулярно встречался с молодыми лётчиками-испытателями и слушателями ШЛИ, щедро делясь с ними своим богатым лётным опытом.

Фёдор Иванович Бурцев прожил долгую жизнь. Он умер 4 мая 2003 года и был похоронен в Москве на Даниловском кладбище, рядом со своими родителями.

 

Андрей Симонов

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.