Новосибирский Академгородок и подмосковный Жуковский: два города на одно лицо, но два мира — два Шапиро
В Новосибирске снова арестован ученый. По той же засекреченной статье — госизмена. А это значит, что не будет никаких публичных судов с доказательствами вины. Госсистема сообщит, что виновен, назовет срок и предложит обществу верить ей на слово. Впрочем, и вера ей тоже не так чтобы нужна. Как сказал один мой знакомый с околокриминальной биографией и большими связями в чиновничьей среде, «я вас умоляю, не грузите меня артефактами, у меня даже опции такой, как гражданское общество, в организме нет».
Последний из арестованных физиков Новосибирска Валерий Звягинцев является главным научным сотрудником Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН. Это один из ведущих ученых в сфере аэродинамики, специалист в области экспериментального моделирования задач механики сплошных сред. В частности, задач гиперзвуковой аэродинамики. Он доктор технических
наук, автор более 300 научных работ, десяти патентов. Собственно, одна публикация в иностранном научном журнале и послужила поводом для его ареста. Практически по лекалам предыдущих посадок представителей Новосибирского научного сообщества. Надо признать, что такая практика даже перестала быть сенсацией, буквально за год в Новосибирске были арестованы четверо ученых, один из которых умер в СИЗО от последней стадии рака.
Уникальность нынешней истории состоит лишь в том, что она спровоцировала первый, хотя и робкий, но все-таки протест. Новосибирские ученые обратились к высшему руководству страны с тем, чтобы их мнение стало фактом. Они написали открытое письмо, которое растиражировали многие информационные ресурсы России и мира. Да, в этом письме есть ноты знакомого нам мема «товарищ Сталин, произошла чудовищная ошибка…». Но суть обращения от этого не меняется, как неизменно то, что без независимого суда, человеческого достоинства и элементарного права на интеллектуальную деятельность вряд ли возможны научные прорывы. Да, есть вещи секретного порядка, но защищать эти секреты должны не сами ученые, а специальные люди в погонах, которые на каждом режимном объекте — вполне себе власть. И действительно странно, что мы не слышали об аресте таких людей. Между тем, в своем открытом письме коллеги арестованных ученых указали на очевидную, но важную вещь. «Материалы всех этих уголовных дел закрыты от общества, —
пишут они, — однако мы знаем из открытых источников, что деяния, за которые наши коллеги могут провести за решеткой все оставшиеся годы жизни, представляют собой то, что во всем мире, в том числе и в России, считается просто обязательной составляющей добросовестной и качественной научной деятельности: выступления с докладами на международных семинарах и конференциях, публикация статей в высокорейтинговых журналах, участие в международных научных проектах.
Мы хорошо знаем результаты, которые открыто представляли в последние годы наши коллеги, и уверены на сто процентов, что все это имеет отношение исключительно к фундаментальной науке. Материалы наших коллег неоднократно проверялись экспертной комиссией нашей организации на предмет наличия в них сведений ограниченного доступа, и такие сведения в них обнаружены не были».
В нашем родном Жуковском, где наука всегда была предметом гордости горожан, не происходит ровным счетом ничего.
И это при том, что в Лефортово по пресловутой статье о госизмене сидят двое ведущих ученых в области гиперзвука. Одни из лучших. Кадровый цаговец и профессор ФАЛТа МФТИ. По одному и тому же делу, почти два года. Все, кто их знают, не верят ни в какую измену родине с их стороны. Все говорят, что оба относятся к тому типу людей, для которых научный труд не источник заработка, а смысл существования. Ни один не нажил за долгие годы работы ничего, что в порядке вещей у средней руки чиновника, прокурора или силовика, оба — многодетные отцы и перенесшие онкологию пациенты. За два года трагедии их семей попривыкли к происходящему даже те, кто сначала в кулак возмущался. А уж злопыхатели, корчащие из себя патриотов, и вовсе прочувствовали свой звездный час — почти в каждом доносе на «Жуковский вести» есть пунктик о том, что «газета поддерживает изменников родины». И только часть настоящей жуковской интеллигенции с безнадежной грустью говорит про пресловутый 37-й год «он прямо у нас под носом», что город науки становится таким же мифом, как город солнца Кампанеллы. Зато чиновники и депутаты аккурат каждый год фотографируются у памятника Жуковскому в День науки, День города и День авиации… На этом фоне немного жалко Николая Егоровича… мне давно кажется, что в его взгляде всего один вопрос — не про авиацию, крылья и силу мысли, а искреннее недоумение: «Кто это?». Однако все бессмысленное имеет свойство заканчиваться. Потому что мысль — единственный двигатель прогресса, в чем, конечно же, прав профессор Жуковский. А значит, надо набираться сил и терпения для перемен. Они уже не могут не быть… Поэтому миру — мир и свободу жуковским ученым Валерию Голубкину, Анатолию Губанову!
А также всем политзаключенным, которых в счастливой стране не должно быть.