В театре «Стрела» 16 декабря состоялась премьера спектакля по рассказам А.П.Чехова.
«От нечего делать» – спектакль по рассказам А.П. Чехова в театре «Стрела». Название подчёркивает лёгкость содержания, несерьёзность происходящего. Но это лишь внешне. На самом деле, в каждой истории, из которых состоит спектакль, подчёркнута чеховская мечта об идеале и недостижимости его. Писателю был чужд пафос, его герои – «обычные» люди. В чеховских рассказах отсутствует разделение героев на положительных и отрицательных, автор, как правило, не отдает предпочтения ни одному из них. Есть даже такое понятие «чеховский персонаж». И важен не суд над персонажами, а выяснение причин непонимания между людьми.
В постановке заслуженного работника культуры РФ Натальи Ступиной и Сергея Лучко все шесть рассказов – «От нечего делать», «Забыл», «Жених и папенька», «Хористка», «Невидимые миру слёзы», «Свидание хотя и состоялось, но…» – существуют не обособленно, они переплетены между собой. Персонажи переходят из одной историю в другую через пластические сцены и танцы (балетмейстер – заслуженный деят. искусств Крыма Валерий Донцов), немного меняя «маски», но в целом оставаясь чеховскими персонажами – наивными, не очень удачливыми, более или менее смешными, закомплексованными, мечтающими. Всё действие спектакля пронизано мечтой о счастье, которое всегда не здесь. Все истории происходят летом. Пролог и эпилог спектакля – это сцена на скамейке: актёры в зимних пальто, душегрейках, фоном падает видео-снег. Поэтическая ностальгия по «прошлому лету на дачах», о котором по очереди вздыхают фигуранты.
Жуковские зрители, видимо, соскучились по А.П. Чехову, на премьере был аншлаг. Зрители заходили в зал, где их приветствовали со сцены слуги при закрытом занавесе, то есть спектакль начинался, как говорят музыканты, с «затакта». И это уже создавало атмосферу домашнего общения, дружелюбия, лёгкости, весёлости.
Рассказы Чехова – это синтез анекдота и притчи: курьёзная история и поучительный глубокий смысл. Главная мысль спектакля, а точнее вопрос: «А хорошо ли быть семейным человеком; хорошо ли быть женатым или замужней?» Всё сценическое действие подчинено выяснению этого вопроса, и в каждом отрывке это проблема высвечивается с той или с другой стороны.
В рассказе «Невидимые миру слёзы» приятели Ребротёсова, изрядно подвыпившие, нагрянувшие ночью вместе с ним к нему в дом, завидуют идиллической семейной жизни товарища. Они не видят драки и других передряг семейной четы ( арт.Эдуард Сажин и заслуженная арт. Моск.обл. Мария Дьякова). Мещанин Гауптвахтов (заслуженный арт. Московской области Александр Терехов), посланный женой за покупками, в рассказе «Забыл», пока вспоминал какие ноты ему купить, сам того не осознавая, подробно исповедался в лавке Продавцу-немцу (арт. Евгений Евсюков) о прелестях своей семейной жизни. Мы понимаем, что он «на посылках» у жены и дочки.
В рассказе «Свидание хотя и состоялось, но…» студент Гвоздиков ( арт. Даниил Мясников), готовясь к встрече с девушкой Соней (арт. Ольга Грень), решил немного выпить пива, что в процессе подготовки к свиданию переросло в сильное опьянение. Свидание оказалось неудачным, наметившийся союз не сложился. Все маленькие истории досконально прожиты актёрами, необыкновенно интересны в своих подробностях и деталях. Финал «Хористки» более драматичный, чем все другие. На сцене – любовный треугольник: хористка Паша (арт. Наталья Яковлева), её «обожатель» Колпаков (арт. Андрей Ситник) и жена Колпакова (заслуженная арт. Мос. обл. Ольга Андрианова). Спрятанный в комнате дачного домика Паши, Колпаков подслушивает диалог его жены и любовницы, после которого незаслуженно оскорбляет любовницу и бросает.
В рассказе «Жених и папенька» на сцене разворачивается смешная ситуация: отец семи дочерей ( Александр Терехов) всеми правдами и неправдами стремиться уговорить потенциального жениха ( Евгений Евсюков) жениться на одной из своих красавиц. Жених, будучи человеком воспитанным, но изворотливым, также всеми правдами и неправдами выдумывает на ходу причины, чтобы ни в коем случае не жениться и остаться свободным. Как ловко это играют актёры и чем дело кончилось – зрителю будет интересно увидеть самому.
В последней сценической истории – пожалуй, самой анекдотичной, нотариус Капитонов (арт. Юрий Горбатиков) застаёт свою жену (арт. Наталья Прасолова), целующейся с молодым студентом Щупальцевым (арт. Юрий Бут). Капитонов вдруг разыгрывает перед неопытным юношей не мужа-ревнивца, а мудрого человека, сострадающего бедному студенту, которого соблазняет бальзаковская дама, тем самым «выигрывает дело».
Слуги на сцене театра «Стрела» – это не столько «кушать подано», это сообщники автора, это комментаторы со стороны, это чеховский взгляд на происходящее (артисты Надежда Ситник, Ксения Щербакова, Сергей Стремин). Они цитируют чеховское эссе «Жизнь прекрасна! (покушающимся на самоубийство)»: «Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству». Спектакль, как и авторский текст, ироничен. Идея создателей спектакля двойственна: гармония недостижима, но довольствуйся и радуйся тому, что есть. Музыкальное оформление спектакля (Алексей Роньжин) создаёт игривую атмосферу, художественное оформление (Сергей Лучко) погружает нас холодной зимой в ностальгию по дачному лету. Ожившим страницам Чехова на сцене театра «Стрела» с их удачной инсценировкой и мастерской режиссурой Натальи Ступиной, а также чудесной актёрской игрой – желаем долгой жизни!
Виктория Рудакова