Прощайте, человек-эпоха

1725

Марченко Станислав Тарасович
06.10.1930-14.05.2022

Жуковский – уникальный город, главная ценность которого – люди, именно они стали лицом города, умным и прекрасным. Так было, но потом эпоха стала уходить по крупицам, каждая из которых – невосполнимая потеря, и для близких, и для города.
14 мая не стало Станислава Тарасовича Марченко, замечательного ученого и прекрасного человека, о котором ЖВ неоднократно рассказывали своим читателям, ведь он был одним из лиц города людей, влюбленных в небо.

Станислав Тарасович родился 6 октября 1930 года в г. Псков. После окончания с золотой медалью средней школы, поступил в 1950 году в Московский Ордена Ленина энергетический институт им. В.М. Молотова, который окончил в 1956 году по специальности электронные приборы, получив квалификацию инженера-электрика. В 1962 году окончил аспирантуру ЛИИ, по специальности контроль и испытание оборудования летательных аппаратов.

Трудовая биография Станислава Тарасовича Марченко началась на предприятии п/я № 12 в г. Жуковском в должности инженера, а затем и заместителя начальника комплекса. В 1967 году он был переведен в Летно-исследовательский институт на должность заместителя начальника комплекса – начальника лаборатории, а уже в 1968 году был назначен на должность заместителя Главного конструктора Специализированного опытно-конструкторского бюро Летно-исследовательского института (СОКБ ЛИИ). В Научно-исследовательском институте авиационного оборудования Станислав Тарасович работал с момента образования института в 1983 году в должности заместителя Главного конструктора.

С 1959 года и до окончания работы в НИИАО ученый занимался системами отображения информации, средствами управления и тренажерами космических летательных аппаратов. При непосредственном участии Станислава Тарасовича Марченко разрабатывалась система ручного управления и тренажер для первого пилотируемого космического корабля «Восток». Он активно принимал участие в работах по подготовке к запуску в космос первого космонавта Ю.А. Гагарина на территории ЛИИ и космодроме «Байконур». При его непосредственном участии разрабатывались системы и тренажеры для пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т», «Союз-ТМА», «Союз МС», лунных программ Л-1, Н-1-Л3, он принимал участие в работах по созданию оборудования орбитальных станций «Салют», «Алмаз», «Мир», Международной космической станции, участвовал в работах по воздушно-космическому кораблю «Буран».

Станислав Тарасович активно участвовал в жизни города, принимал непосредственное участие в подготовке материалов по присвоению городу Жуковский статуса «Наукоград», организовывал необходимые для этого научно-практические конференции.

За выполненные работы в области космической техники в 1981 году Станиславу Тарасовичу была присуждена Государственная премия СССР, он являлся автором более 50 научных трудов и изобретений. Вклад С.Т. Марченко в развитие отечественной космонавтики отмечен многочисленными правительственными и ведомственными наградами:

• Благодарность за хорошую организацию учебного процесса и высокое качество проведения занятий по объекту «Восток» (1961 г.);
• Медаль «За трудовую доблесть» (1961 г.);
• Медаль «За доблестный труд» (1970 г.);
• Орден «Трудового Красного Знамени» (1971 г.);
• Орден «Знак Почета» (1976 г.);
• Золотая медаль ВДНХ СССР (1980 г.)
• Звание «Ветеран труда института» (1986 г.);
• Знак Губернатора Московской области «За труды и усердие» (2008 г.);
• Знак отличия «За заслуги перед городом Жуковским» (2011 г.);
• Почетный Знак Московской областной Думы «За трудовую доблесть» (2013 г.);
• Диплом Ю.А. Гагарина, медали и почетные знаки Федерации космонавтики России;
• Благодарности и Почетные грамоты от Государственной корпорации «Ростех», АО «КРЭТ», «Роскосмоса», Главы г.о. Жуковский, руководства НИИАО.

Станислав Тарасович Марченко являлся Почетным академиком Российской академии космонавтики им. К.Э Циолковского, награжден знаками «Заслуженный создатель космической техники», «Ветеран космонавтики РФ».
Станислава Тарасовича всегда отличала в работе высокая работоспособность, чувство ответственности на порученное дело, профессиональная грамотность, внимательное доброжелательное отношение к сослуживцам.

«…Пускай теперь охрипнет товарищ Левитан»

Станислав Тарасович Марченко входил в группу ведущих инженеров при запуске Юрия Гагарина в космос. ЖВ публикует отрывки из его воспоминаний

В конце 50-х годов в КБ-1 Сергея Павловича Королева развернулись работы по созданию пилотируемого космического корабля «Восток». В 1959 году разработчики системы управления кораблем подошли к этапу проектирования ручного контура управления, в который входят приборы отображения информации и органы ручного управления. Сергею Павловичу рекомендовали обратиться в ЛИИ. В четвертом комплексе Филиала Института находилась приборная лаборатория 47, возглавляемая Сергеем Григорьевичем Даревским. Там занимались авиационной эргономикой, проектировали приборные доски и пульты, а в тот момент трудились над единой приборной доской истребителя. В начале 1960 г. С.Г. Даревского пригласили в КБ-1 и предложили поставить на «Восток» серию однострелочных приборов для контроля систем жизнеобеспечения человека и параметров бортовых систем, разработать прибор отображения местоположения космического корабля над поверхностью Земли, специальные часы и рукоятку управления кораблем.

До полета оставалось около года, и выполнение поставленной задачи нормальному человеку представлялось авантюрой, но Сергею Даревскому и еще пятерым молодым инженерам – Евгению Носову, Станиславу Марченко, Геннадию Макарову, Эмилю Кулагину и Дмитрию Лаврову – хватило энтузиазма, знаний и настойчивости сделать уникальную работу. «Пульт пилота» корабля «Восток» реализовали как комплекс трех, электрически связанных между собой агрегатов: собственно пульт управления, предназначенный для выдачи управляющих команд и воздействий, приборная доска с приборами отображения информации и рукоятка управления. Самым оригинальным прибором «Пульта пилота» стал «Глобус» – прибор, по которому космонавт не только контролировал местонахождение своего корабля над поверхностью Земли, но и мог спрогнозировать место своего приземления.

С созданием «Пульта пилота» возникла проблема, как обучить молодых лейтенантов – будущих космонавтов – работе с ним, и главное, обучить ориентировать корабль для обеспечения аварийного спуска с орбиты. С.П. Королев, увидев моделирующий стенд, сразу понял, что на его базе можно сделать тренажер, и выделил один из макетов кабины корабля «Восток». Под тренажер выделили помещение на втором этаже старого здания Филиала ЛИИ. Когда попытались макет кабины протащить через окно, оказалось, он не пролез. Стену сломали быстро, гораздо дольше ломали головы над задачами имитации работы приборного оборудования, кнопок, тумблеров, динамики ручного управления и над проблемой видимого изображения в средствах оптического наблюдения. Справились и с этим.

«12 апреля 1961 года наземный измерительный пункт радистов «Заря» примерно метрах в 800 от стартовой площадки, переговоры по громкой связи и знаменитое гагаринское «Ну, поехали» под грохот ракетных двигателей: началась эра пилотируемых космических полетов. Меня часто спрашивают, чувствовал ли я, что приближается великая минута. Откровенно говоря, было чувство сжимающейся стальной пружины: к этому времени прошло более полутора лет напряженной работы по 14-15 часов в сутки и, конечно, хотелось видеть результаты своего труда. А реакцию нашего народа мы себе не представляли».

Это была прекрасная эпоха, когда в настоящем творили будущее, эпоха, воплощением которой был Станислав Тарасович Марченко. И которая уходит по крупицам, остались лишь очертания былого величия, созданного людьми, которые полетели, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума. Прощайте, Станислав Тарасович, и простите нас.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.