QR-вход или QR-выход

1710

В рубрике «Разговорчики в строю» Роман Ромишевский и Эла Знаменская обсудили новые законопроекты о QR-кодах

Последние годы всех упорно загоняют маршировать на плацу, однако право на мнение пока еще официально никто не отменял, поэтому даже при хождении строем еще осталась возможность поговорить. В рубрике «Разговорчики в строю» мы  обсуждаем текущие события. Роман Ромишевский и Эла Знаменская – оба журналисты, коренные жуковчане, которые родились и выросли в наукограде. Однако с разным отношением к жизни, первый готов верить, что будет лучше, а вторая всегда считает, что будет хуже. Истина, видимо, где-то посередине, но это тоже неточно.

Правительство разработало два законопроекта об обязательном введении QR-кодов, которые уже в срочном порядке вносятся на рассмотрение в Госдуму. Первый законопроект (поправки в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») регулирует введение QR-кодов в общественных местах. После его принятия местные власти должны обеспечить возможность посетить массовые мероприятия, организации культуры, общественного питания и розничной торговли по QR-коду, медотводу с отрицательным ПЦР-тестом или по документу о том, что человек переболел COVID-19. Решения о том, где именно будут использовать QR-коды, будут принимать региональные власти. Работу общественного транспорта, аптек, продуктовой розницы и магазинов с товарами первой необходимости законопроект не затрагивает.

Второй законопроект (вносит изменения в Воздушный кодекс и Устав железнодорожного транспорта) касается междугородных и международных поездок — с даты, которую установит правительство, обязательные QR-коды вводятся на самолетах и поездах.

 

Эла Знаменская. Я ратую за вакцинацию, сама сделала прививку от коронавируса в апреле, недавно ревакцинировалась, но эти законопроект нарушают многие базовые права. Все-таки вакцинация должна быть добровольной, а у нас получается де-юре она добровольная, а де-факто – принудительная.

Роман Ромишевский. Я всегда придерживаюсь принципа, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. А коронавирус – очень заразная штука и потому в общественных местах, в транспорте, вероятность заражения увеличивается кратно. И, конечно, иметь некое подтверждение тому, что находящиеся вокруг тебя люди вакцинированы или имеют антитела после болезни лично мне хотелось бы.

Да, медики говорят, что прививка не может гарантировать того, что человек не заболеет, но она может способствовать тому, что заболевание пройдет в более легком виде, чем могло бы. И если вокруг тебя люди с антителами – привитые или переболевшие –  вероятность распространения вируса, на мой взгляд, существенно ниже. Хотя понимаю, что введение таких QR-кодов может повлечь большие трудности. Начиная с того, что они где-то могут не считываться или считываться неправильно, у кого-то предательски сядет батарейка на смартфоне, кто-то потеряет в дороге бумажку с распечатанным кодом. Пока вся эта система “устаканится” будет много неудобств, конечно.

Эла Знаменская. Так на этом законопроекте свобода как раз и заканчивается, начинается дискриминация. Тем более, в стране с таким уровнем коррупции сделать QR-код без прививки достаточно просто. Так что у тебя нет никакой гарантии, что люди с QR-кодами вокруг тебя действительно вакцинированные. И вот мне еще непонятно, людям с медицинскими отводами как часто нужно делать ПЦР, ведь им никто не компенсирует. Вышел из дома – 1700 рублей заплати, а если нужно ходить в больницу часто, на одних ПЦР разоришься.

Роман Ромишевский. Судя по последним новостям, за покупные сертификаты и QR-коды взялись очень серьезно по всей стране. И за тех, кто их делает, и за тех, кто их приобретает. Честно говоря, мне лично не очень понятно, зачем чего-то мудрить и что-то покупать если можно сделать прививку бесплатно и получить совершенно легальный сертификат, позаботившись при этом о здоровье.

У меня есть знакомый, который очень гордился тем, что где-то купил себе и семье какие-то сертификаты, а через пару месяцев они всей семьей попали в реанимацию с ковидом. Побывав на ИВЛ (у него была очень тяжелая форма болезни), он больше не придерживается точки зрения о том, что “врут про ковид” и перестал понимать тех, кто покупает бумаги вместо настоящей прививки.   

Собственно, я не об этом. Если говорить о людях с медицинским отводом, то, конечно, они не должны подвергаться никакой дискриминации и иметь QR-коды. Да, они без прививки, но все-таки число людей с медицинскими отводами не так значительно. Вот к примеру, среди моих знакомых – а это все-таки не один десяток человек – таковых лишь один человек. Причем она не против вакцинации и сделала бы прививку, если бы не медотвод.

Эла Знаменская. Ну, у нас с коррупцией борются постоянно, но она почему-то неизменно побеждает. По-прежнему покупают и дипломы, и диссертации, и много других документов, так что твой оптимизм мне не совсем понятен. Сам президент собирался не однажды вызвать «санитаров», однако, видимо, они не доехали по нашим дорогам, деньги на которые разворовали.

Я с тобой согласна, что те антиваксеры, кто прошел через ковид в реанимации, сразу меняют свое категорическое неприятие прививок. При этом все остальные абсолютно уверены, что с ними этого не случится. И тут людей нужно убеждать, раскрывая полную информацию, а с этим у нас всегда туго было. В принципе, лицемерие и любовь к банальному вранью – главные причины того, что вакцинация в России провалилась. Если бы людям объяснили все с самого начала, не скрывая и не занимая было бы «шапкозакидательсвом», уверяю тебя, что желающих вакцинироваться было бы намного больше. А когда в граждан годами вырабатывали четкий рефлекс – «послушай, что скажет власть, и сделай наоборот» – довольно странно потом пенять на несознательность граждан. Поэтому и пошли другим путем – обязаловкой.

Роман Ромишевский. Если говорить о тех, кто не хочет прививаться просто потому что не хочет или сомневается, у меня есть вопрос, который давно уже не дает мне покоя. Смотри, ведь ни у кого же не вызывают сомнений нормы, применяемые при особо опасных заболеваниях наподобие туберкулеза. Почему же тогда все, что касается ковида рассматривается под призмой “не хочу/не буду/не верю/подумаю/посмотрим/там видно будет”? Вот это для меня пока загадка. Вероятно, потому что эта болезнь новая. Но ведь от этого она не менее опасна для окружающих.

И, кстати, о том, что вакцинация нужна говорили с самого начала – и по телевизору, и в газетах, и в интернете. Как только вакцину изобрели и протестировали сразу же стали приглашать на прививочные пункты, призывали не откладывать, рассказывали, что она дает. Другой вопрос, что кому-то интереснее верить не врачам и специалистам на экране телевизора, а анонимам из интернета, которые очень красиво могут говорить, подводить под свои слова некую “доказательную базу”. Далеко не все проверяют слова, так уверенно говорящиеся где-то в социальных сетях. Хотя, между нами говоря, очень часто такая “информация” по поверку оказывается набором выдернутых из контекста фраз и фактов.

Плюс, конечно, сарафанное радио. Про него в контексте коронавируса даже анекдот есть: “Это сказала первая жена брата соседки, с которой дружит тетка моей коллеги по работе, а она, между прочим, возле поликлиники живет”.

Эла Знаменская. А вообще, мне кажется странно на 21 году стабильности думать, что государство вдруг вспомнило о благополучии своих граждан. Лично я думаю, что просто в очередной раз тему коронавируса решили использовать «в хвост и в гриву» для слежки и контроля за своими гражданами. Ведь посмотри, под эгидой ковида «подчистили» все, например, запретили публичные мероприятия, причем это ограничение не снимали даже во время того, когда мы несколько раз уже побеждали ковид. Правда, митинги партии власти, в том числе и в Лужниках, проводить можно было, это как вопрос того, как у нас применяются законы. На мой взгляд, весь этот законопроект вводится исключительно для того, чтобы с одной стороны, население теперь маршировало по линеечке, а с другой стороны, можно было отфильтровать на своих и чужих, а дальше уже алгоритм давно разработан: своим – все, чужим – закон.

Роман Ромишевский. На мой взгляд версия про слежку через чур конспирологична. Думаю, что информация в таких масштабах не особо кому-то нужна. Да и потом, что показали бы такие “разведданные”? То, что условный жуковчанин Ромишевский после того как вышел из электрички зашел в хлебный магазин у станции? Или то, что условный студент Миша из Йошкар-Олы после лекций топает в библиотеку через палатку с любимой шаурмой? Ну нет же.

Да и про маршировать по линейке… У меня мама живет в Европе и там когда у нас были действовали пропуска объявлялся настоящий комендантский час. При наступлении “времени икс” ты не можешь вообще выходить из дома ни за продуктами, ни в аптеку, ни в гости. Выбирая между вот такими ограничениями и нашими пропусками с QR-кодами, я однозначно выбираю пропуска и QR-коды.

Другой вопрос – все должно работать: коды считываться сразу и без проблем, бумаги с кодами не теряться, а смартфоны не “зависать”. Да и сам контроль должен быть настоящим, а не “для галочки” как часто у нас бывает. Но в этом и заключается общая задача для каждого из нас и для власти. Потому что очень хочется поскорее забыть чувство какой-то неполноценности когда выходишь из дома и понимаешь, что забыл взять с собой маску. Ну, и от постоянного опасения, что где-то можешь “словить” этот самый коронавирус. И мало того, что словить его – еще и домой принести. Реально очень хочется об этом забыть.

Эла Знаменская. В том то и дело, что в Европе объявили комендантский час один раз и это принесло результаты, а у нас одни «потемкинские деревни» в борьбе с коронавирусом. Поэтому у них есть свет в конце туннеля, а у нас это надолго, да еще и в постоянном полурежиме «военного времени».

Роман Ромишевский. Как я говорил выше, главное в этой ситуации – чтобы все работало и все реально контролировалось. И тогда свет в конце нашего тоннеля будет виден. Причем настоящий, солнечный, а не от лампочки аварийного освещения, какие обычно вешают в тоннелях.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.