Физику в массы, или Как вырастить чемпиона. Беседа с Михаилом Осиным

2435
SONY DSC

В центре детского творчества существует «Школа олимпийского резерва по физике» под руководством Михаила Осина, кандидата технических наук, доцента кафедры общей физики МФТИ и тренера российской сборной школьников по физике. Теперь погрузиться в мир олимпиадной физики могут все желающие жуковские дети

Михаил Осин сорок лет учит физике школьников и студентов МФТИ, который сам окончил в 1974 году. Более десяти лет он тренирует национальную сборную школьников по физике, победителей европейских и мировых олимпиад. И мечтает, чтобы в родном Жуковском появился чемпион международной олимпиады. А чтобы осуществить свою мечту пытается найти талантливых детей в наукограде и вырастить своего чемпиона. 8 лет назад на базе городского дополнительного образования открылась школа для жуковских детей по олимпиадной физике. Были разные названия, структура подчинения, начиналось все еще при Наталье Федоровне Гридневой, которая вложила много сил и привлекла средства для реализации этого проекта. Сначала школа была в помещениях на ул. Дугина, потом ее перевели в школу № 11. «В общем-то, мы кочуем по Жуковскому и год назад переместились ближе к центру, в школу № 2, – рассказывает Михаил Николаевич. –  В прошлом году мы сидели в кабинете физики, сейчас нам выделили две комнаты, близко ко входу в школу, так что все медленно, но верно идет на плюс». Об идее популяризации физики, олимпиадном  движении, тонкостях вовлечения в учебу и многом другом ЖВ поговорили с Михаил Осиным, в перерывах между его занятиями с жуковскими школьниками.

Вы тренируете национальную сборную школьников по физике, и насколько я понимаю, у вас такая мечта, чтобы на европейские и мировые олимпиады по физике поехал представитель из наукограда…

Я втянулся в эти международные олимпиады с 2008 года, там я получаю свое удовольствие от результатов команды, но я понимаю, что мне могут сказать: «А что ты сделал для Жуковского?» Я и сам часто себе такой вопрос задаю. Поэтому я веду отдельные кружки по физики и в лицее № 14, раньше вел в гимназии № 1, но это локальные кружки для школьников этих учебных заведений, а это не очень эффективно. Наталия Федоровна Гриднева поддержала идею общегородского проекта в рамках дополнительного образования, начиналось все в Центре детского творчества, потом нас перевели в Центр эстетического воспитания, а затем опять вернули в ЦДТ.  Мы сейчас находимся в центре города, виден памятник Николаю Егоровичу Жуковскому и детям удобнее сюда ходить.

Занятия практически у всех бесплатные, что очень хорошо для развития этого направления. Надо сказать, что в Жуковском очень много секций по сравнению с другими городами нашей страны и зарубежьем. И главное, если это и платно, то недорого, средний родитель может потянуть две-три секции, а выбор довольно богатый. Вот наша олимпийская школа бесплатная. И даже если в будущем какие-то опции будут платные, я думаю, что чемпионов, которые уже что-то завоевали по олимпиадам, нужно будет освобождать от платы. По моему глубокому убеждению, чемпион страны не должен платить деньги, чтобы развиваться дальше в национальных интересах.

За годы существования школы вы нашли талантливых школьников, которые смогли бы составить олимпийский резерв национальной сборной по физике?

Фактически, да. Практически это все призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады (сначала проходит школьный этап, потом городской, а потом уже региональный, где отбираются участники финала). И почти все они ходят ко мне на занятия. На финал, к сожалению, последние года два-три никто не попадал, это, конечно сложно, потому что со всей области по каждому классу попадает два-три человека, надо быть в тройке сильнейших в Московской области. Но у нас были финалисты и не так давно. Самый сильный из них – Михаил Меняйлов из лицея № 14, он трижды побеждал в финале Всероссийской олимпиады – в 9,10 и 11 классах. Он уже в 9 классе получил 300 баллов по ЕГЭ, мог вообще дальше не учиться, но продолжал. Сейчас Михаил уже окончил МФТИ. Альберт Мехия, Данила Вознюк, Михаил Сысак также в разные годы участвовали в финале.

Некоторые сильные школьники участвуют и побеждают в олимпиадах не только по физике, но и по астрономии. Такое совмещение – это скорее плюс или минус?

Признаюсь, у меня есть определенные сожаления по этому поводу, потому что, как известно, за двумя зайцами погонишься…тем более зайца под названием  «астрономия» поймать легче. Конкуренции меньше, потому что во многих школах этого предмета просто нет или есть, но в сильно усеченном виде, а у нас в городе преподает Михаил Кузнецов, который работает с национальной сборной школьников по астрономии. В физике конкуренция жуткая, что усложняет путь к победе. К сожалению, человек, ушедший в астрономию, иногда бросает физику. На мой взгляд, это не просто выбор предмета, но и выбор стратегии. При этом я считаю, что астрономия интереснее физики, галактики, черные дыры, а у нас – «наклонная плоскость», проза жизни.

Чтобы стать победителем, например, городской олимпиады по физике, все же нужен талант или можно «выехать» на трудолюбии?

Люди добиваются успеха двумя способами: либо потому что они талантливые, либо потому что они трудолюбивые. Если все вместе, то это уже гений, но такое редкость. Есть дети, которые ничего не делают, но дают правильные ответы, если бы их еще подучить…но им, как правило, лень,  иначе это были бы Ландау или Энштейн.

Существует пять этапов олимпиад – школьный, городской, областной, национальный и международный. Чтобы победить в первых трех достаточно трудоспособности и старательности, дальше уже нужна одаренность, чтобы «голова срабатывала» и включалась интуиция.

Все же в школьном возрасте довольно трудно самостоятельно понять, что трудолюбие может принести неплохие плоды в будущем. Поэтому муштру никто не отменял…

В Китае очень мощная система образования, но и очень суровая. А вот европейская система образования во многом из-за излишней толерантности существенно ослабла. Там в школе в некоторых странах ученику нельзя сделать замечание, он может прийти, когда хочет, уйти, когда хочет, да и на самом уроке может делать, что хочет. Оценок плохих ставить нельзя, вот, если у нас такое введут, я сразу уйду, потому что результат любой работы нужно оценивать, а не хвалить.

Насколько я понимаю, занятие в вашей школе – это не дополнительные занятия по школьной программе, это именно подготовка к олимпиадам, чтобы дети научились решать задачи любой сложности и поняли логику процесса…

 

Каждый год в сентябре записывается много детей (в этом году записалось 120 человек, – прим. автора), которые только начали изучать физику (во всех школах города, кроме лицея № 14 этот предмет изучают с 7 класса), из них многие удерживаются, но часть отпадает, это естественный процесс. Меняются интересы, приоритеты, а всем и не надо. Мы можем подготовить 5-7 призеров областного этапа олимпиады, два-три финалиста. У нас не такой большой город, чтобы было столько талантливых детей.

В области есть примеры своеобразных «теплиц» для одаренных детей. Это, наверное, тоже играет важную роль?

В Долгопрудном несколько лет назад открыли лицей им. Капицы. Это лицей № 1 в стране, не считая «Сириуса».  У лицея в Долгопрудном областное подчинение и соответствующее финансирование, территориального закрепления для поступления нет, идет жесткий отбор. При лицее существует интернат, я знаю детей из Жуковского, которые последние два года школы поступали учиться в этот лицей и жили в интернате. Поэтому ученики лицея в Долгопрудном забирают две трети призовых мест на региональной олимпиаде по физике. Мы, естественно, не можем с ними конкурировать, пока у нас не будет нечто подобного. Очень сильные дети в Сарове, Саранске, где открыты лицей для одаренных детей, со своими правилами и региональным финансированием. Достаточно сказать, что дети из Сарова на олимпиадах по физике берут примерно столько же медалей, что и вся Московская область, город с населением менее 100 000  человек и крупнейшая область с 8 млн жителей. Но в Сарове Советский союз, там созданы все условия для учебы, а вокруг леса, нет развлечений в доступной близости.

То есть, ваша мечта – создание на базе наукограда «теплицы» для одаренных детей, регионального или федерального подчинения, чтобы в специальных условиях растить таланты. А пока вы делаете все возможное в рамках дополнительного образования при местном финансировании…

Делаем то, что можем. Политика – это искусство возможного, так и в нашем случае. Хорошо, что в ЦДТ руководство – Ольга Вячеславовна Чичерова и ее команда – всячески помогает развивать этот проект, в организации десятки секций и более тысячи детей, но в любой момент они готовы решить любые организационные вопросы по нашей школе олимпийского резерва. И это большой плюс в работе. Мне нравится такой стиль работы, он позволяет мне заниматься с детьми, а не решать еще множество вопросов, которые не касаются непосредственно учебного процесса. Конечно, с финансированием дополнительного образования все не так хорошо, как хотелось бы. Я сам буду продолжать заниматься этим делом, хотя эти деньги для меня не столь существенны, так как за последние полтора года я три премии президента получил и у меня чрезмерная востребованность в своей области. Я езжу заниматься с детьми  в Саров, в Новый Уренгой, в Сыктывкар, в Баку, в Бишкек и т.д., получаю большое удовольствие от поездок на Ямал, там дети особенные, очень спокойные, у нас в основном «задерганные», что, наверное, от установок родителей в большей степени зависит. Я получаю удовольствие от обучения детей. Однако любое развитие нуждается в финансировании, как на уровне оборудования, так и на уровне кадров. Например, я бы мог приглашать «золотых» детей (победители мировых олимпиад по физике), они сейчас все студенты МФТИ в Долгопрудном. Я думаю, их мастер-классы для жуковских школьников были бы нетривиальным событием.

Вы участвуете с национальной командой на международных олимпиадах по физике, а потом возвращаетесь в город и ведете занятия у детей, которые только буквально вчера узнали о существовании физики. Не скучно?

Мне это интересно, иначе я бы просто этим не занимался. Мне со всеми интересно. Я втянулся в ТОП-физику, стал ездить с нашей сборной и мог бы там и остаться, тем более у меня еще студенты МФТИ. Но у меня такая мысль появилась: есть ТОП, а есть такой длинный хвост слабых и очень слабых школьников, которые не хотят учиться и их очень трудно вовлечь в учебный процесс, так как нет мотивов. И таких детей намного больше. Это во всех странах так. То есть мы учим элиту, а массово все оставляем на самотек, а это стратегически неверно. Я специально пошел преподавать  физику в обычную школу, поначалу было очень тяжело, потому что надо не просто учить, а для начала замотивировать на учебу. И года через два я нашел способы, как перетягивать детей из темной стороны на светлую. Это очень интересно, когда уже перетянешь, этот ребенок сам за тобой уже бегает, чтобы получить знания. Получаешь огромное удовлетворение от своей работы. Я бы мог когда-нибудь об этом целую книгу написать.

Получается, что физика высоких результатов – это нечто элитарное, ваша цель – ввести физику в массы?

Из массы и получаются чемпионы, моя задача – увеличить «массу», тем самым повысив вероятность появления этих самых чемпионов. Я провожу это в Жуковском, есть те, кто это делает в Мордовии, я знаю учителей на Камчатке, в Бийске, Челябинске, Сыктывкаре, Саранске. И им не нужно усиленное финансирование, надо просто, чтобы не мешали. И они плодят чемпионов, но для этого и нужна массовость, чтобы было, из кого находить этих талантливых детей. И потом олимпиадная физика интересна, если сравнивать с музыкой, то школьная программа – это «гонять гаммы», а у нас – музицировать что-то эксклюзивное. Те, кто побеждал на международных олимпиадах, говорили мне, что физика – это целая жизнь.

 

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.