Вредные советы

2175

Почему детский писатель Григорий Остер актуален как никогда

«Моя дочь хочет быть журналистом, – не могли бы вы дать ей задание, в следующем году поступать, нам просто нужны публикации» – почти тридцать лет я слышу эти слова, которые (если честно) всегда вызывали у меня чувство досады и разочарования. Почему я должна придумывать задание для того, кто согласился с продюсированием мамы в выборе профессии? И почему взрослым людям не приходит в голову мысль, что само откровение «просто нужны публикации» – почти чистосердечное признание в непонимании сути профессии? И, наконец, откуда берется слепая уверенность в том, что стать журналистом – это прямой путь к социальному лифту? Увы, многие мамы именно так объясняли мне «сбычу мечт»: не прямо в лоб, другими словами, но близко по содержанию.

Тем не менее журналистами, как правило, их дети не становились. Даже поступив и окончив журфак. Так бывает, когда повзрослевшие люди находят консенсус с реальностью и благоразумно меняют мамины мечты на свое призвание. А если и не призвание, то спокойное, размеренное благополучие. Но совершенно очевидно, что сегодня каждый несостоявшийся журналист может смело считать себя стратегом: запрет на профессию «российская журналистика» фактически стал реальностью. И первый раз (за почти тридцать лет) я ответила на вопрос затерявшейся во времени дамы, не знавшей о существовании телеканала «Дождь», никогда не читавшей «Новую газету» и даже не слышавшей про «Медузу», «Медиазону», «Важные истории»… просто попросившей помочь дочери с «какой-нибудь публикацией в ЖВ»: «Извините, мы не обманываем людей. Даже, если они готовы быть обманутыми и не хотят замечать очевидного».

«Иностранный агент – это когда правда становится иностранной,
а ложь отечественной».

Один комик так пошутил еще пару лет назад. Тогда иностранными агентами были объявлены правозащитник Лев Пономарев и общество «За права человека», еще раньше клеймо иноагента повесили на историко-образовательное объединение «Мемориал», собирающее всю правду о сталинских репрессиях. В это время уже сидел в тюрьме по сфабрикованному делу историк Юрий Дмитриев, обнаруживший расстрельный полигон времен большого террора в Карелии. Но еще на свободе был Алексей Навальный и его фонд борьбы с коррупцией. Теперь Навальный в тюрьме, а ФБК со всей его доказательной базой, потрясающими расследованиями и расследователями, объявлены «иностранными агентами», экстремистами и хуже террористов.

Недавно под вывеску «иностранный агент» отправили большую часть настоящей расследовательской журналистики и по сути единственный независимый телеканал «Дождь». Тех, кто умудрился выжить в условиях, когда власть фактически разрушила экономику для существования независимых медиа. И это происходит по полной аналогии с «борьбой против экстремизма», когда избивающие мирных граждан силовики оказываются по вердикту суда пострадавшими пацифистами, а мирные избитые граждане получают тюремные сроки за экстремизм. Когда борьба с коррупцией становится вне закона, честная журналистика предательством, тотальная бедность вставанием с колен, а лживая пропаганда национальным интересом. Все очень похоже на стихи детского поэта Григория Остера про вредные советы, только совсем не смешно.

Вредные советы: как стать иноагентом, не подозревая, когда, почему и чьим

Это поистине феерическая история. Власть сама придумала правила, согласна которым все, что ей не нравится, получает ярлык иноагента, с последующим поражением в правах. А так как пишут законы нынче не те, кто готовы их исполнять, то и продукт получается странным. Он как бы для оппозиции, но по существу списан с самих интересантов. Ну посудите сами. Телеканал «Дождь» объявили иностранным агентом за однажды полученный европейский грант, «Важные истории» и «Медузу» за то, что зарегистрированы в Латвии (что вполне разумно с точки зрения независимости медиа), сообщество наблюдателей на выборах «Голос» за присланное из-за рубежа пожертвование (в качестве одной порции маленького количества денег из Армении)… А между тем, большинство прокремлевских медиа, имеют ощутимый доход в иностранной валюте, который «проклятый запад «выделяет им в виде тех же грантов и за разного рода коммерческую деятельность. Это вполне официально и не требует доказательств. По идее иностранным агентом должны быть и «Раша Тудей» с гражданкой Симоньян, и такие хрестоматийные образцы государственной журналистики как ТАСС , «Российская газета». Но они, оказались «не при делах», чувствуют себя вполне патриотами, потому что получают деньги ( причем, большие) и из российского бюджета. А еще они получают ордена, медали и премии от самого главного по стране , что , вероятно, трактуется как «правильной дорогой идете, товарищи». Впрочем, самый главный по стране совсем недавно дал четко понять, что иностранный агент – это вовсе не правило, а так себе – локальный инструмент. Простой инструмент для наказания непокорных и больше ничего. Президент своим указом и вопреки своей обновленной Конституции разрешил высокопоставленным чиновникам иметь иностранное гражданство. Не всем, а тем, кого назначает сам. То есть, это уже даже не агенты, а целые граждане иностранных государств, которые весьма неплохо чувствуют себя в полной безопасности и без всяких унизительных процедур с поражением в правах. Более того, их деятельность оплачивают российские налогоплательщики. И происходит это ровно потому что российский налогоплательщик – он вовсе не налогоплательщик. Он пленный, который платит дань за то, чтобы его не трогали. Массированной пропагандой по всем каналам его приучили бояться, ненавидеть и молчать. Ну, прямо буквально, как у Остера во «Вредных советах»:

«Руками никогда нигде не трогай ничего,
Не впутывайся ни во что и никуда не лезь.
В сторонку молча отойди,стань скромно в уголке,
И тихо стой, не шевелясь,до старости своей».

Вредные советы: как сделать выборы еще честнее

Глава ЦИК Эла Памфилова, лето двадцать назад могла бы стать иностранным агентом(за дружбу с Львом Пономаревым) но тогда, слава богу, закона об иноагентах не было и глупостями такого рода не занимались. Теперь Эла Памфилова знаковый чиновник, который часто лукавит , противоречит сама себе, но иногда умеет шутить. Это стало понятно, когда на прошлой неделе она с серьезным видом сообщила, что в России самые прозрачные на свете выборы. Кажется, это была не только шутка, возможно, она это сделал специально, чтобы предупредить подведомственные ей комиссии, не сидеть сложа руки, а работать головой. Три дня (а лучше три ночи) следить за тем, чтобы прозрачность не замутнилась. Мы даже догадываемся, как это будет происходить. Впрочем, не только догадываемся, а вполне уверены. Потому как вот уже много лет, от выборов к выборам – одно и то же. И люди этим занимаются одни и те же, потому что они вовсе не иностранные агенты, а простые российские фальсифиакторы «в законе». Возможно они и не читали Остера, но вредные советы, как Остера, сами могли бы написать:

«Не бери чужое, если на тебя глядят чужие.
Пусть они глаза закроют или выйдут на часок
А своих чего бояться? Про своих свои не скажут
Пусть глядят. Хватай чужое и неси его к своим».

Надо признать, что «первая ласточка» насквозь прозрачных выборов объявилась в городе Королеве. Там, видимо, иностранные агенты, записали на телефон инструктаж ответственных лиц, как надо делать нужный результат. И передали эту запись (подлинность которой не вызывает сомнений) в «Новую газету» (которую власть еще не успела объявить иностранным агентом). Надо признать, что г-жа Памфилова была недовольна, даже обещала разобраться. Но мы- то знаем, что проморгается и снова начнет шутить. Например, про то, что «умное голосование» незаконно, вредно и безответственно. А что не умно – очень законно, правильно и хорошо. Впрочем, в этом и состоит суть нынешней власти – ее опора глупость, инфантилизм и вера в худшие качества людей.

Читайте Остера – он прекрасен. Там еще много вредных советов, так похожих на то, что мы видим сейчас.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.