На Ульяновском авиазаводе в конце апреля была произведена первая выкатка машины Ил-76МД-90А (№ 206) для испытаний топливом
Машина № 206– первый модернизированный военно-транспортный самолет (ВТС) Ил-76МД-90А, собранный с помощью новой поточной линии сборки ПЛС-76, которую запустили в эксплуатацию в октябре 2019 г. Работы по установке линии ПЛС-76 начались на ульяновском «Авиастаре» осенью 2016 г. в цеху, длина которого составляет 500 м, а ширина – 100 м. Изначально предполагалось, что на установку ПЛС-76 и отладку линии уйдет около года, в действительности пришлось затратить в два раза больше времени. В создании ПЛС-76 участвовали отечественные предприятия «Авиационный Консалтинг-ТЕХНО», «Авиастар-СП» и НИАТ.
Зимой 2021 г. на поточной линии ПЛС-76 осуществлялась дальнейшая отработка технологического процесса с целью скорейшего выхода на проектную мощность. Конструктивно-технологическая отработка сборки изделий пройдет на трех самолетах Ил-76МД-90А (машинах №№ 206, 207 и 208). № 206
По официальной информации, сейчас ВТС Ил-76МД-90А (№ 206) находится в высокой степени готовности для последующей передачи на летно-технические испытания. Коллектив Летно-испытательной станции (ЛИС) авиазавода готовится к процедуре наземной отработки самолета, который после выполнения приемо-сдаточных испытаний пополнит базирующийся в Ульяновске авиаполк Военно-транспортной авиации (ВТА).
Машину № 206 строят более полутора лет. Это первый построенный в нынешнем году ВТС Ил-76МД-90А. План 2021 г. – пять самолетов Ил-76МД-90А. Можно с большой долей уверенности предположить, что при таком темпе производства в 2021 г. максимум будет построено 4 самолета Ил-76МД-90А.
Поставщиками комплектующих изделий (ПКИ) для Ил-76МД-90А для «Авиастара» являются такие отечественные предприятия, как АО «Раменский приборостроительный завод», АО «Авиаагрегат» (Самара), АО «Навигатор» (Санкт-Петербург), АО «ПКО «Теплообменник»» (Нижний Новгород), АО «Аэроприбор-Восход» (Москва) и др.
К началу 2021 г. на «Авиастаре» (начиная с 2012 г.) было построено и поднято в воздух 12 самолетов семейства Ил-76, включая один опытный образец Ил-76МД-90А, а также предсерийные и серийные машины и один опытный самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А.
Cогласно официальным заявлениям, с января 2021 г. вступил в силу новый контракт, рассчитанный до 2028 г., на 14 самолетов Ил-76МД-90А для Минобороны. Также в декабре 2020 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Минобороны России подписали контракт на строительство 10 самолетов-топливозаправщиков Ил-78М-90А.
Эксперты считают, что оперативная реализация такой большой программы по строительству военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-76МД-90А и самолетов-топливозаправщиков Ил-78М-90А с учетом экономической ситуации в стране не представляется возможной. Ресурсы у современной России ограничены.