Первые юбилеи наступившего года. В рубрике “Лица города” Евгений Степанович Соловьев и Валерий Вячеславович Корсак

1097

Эти два замечательных человека родились в один день -1 января,  с разницей в 15 лет. Их жизнь была связана с авиацией — в начале военной, а потом и испытательной.

В рубрике «Лица города» ЖВ рассказывают о Герое Советского Союза, заслуженном летчике-испытателе СССР  Евгении Степановиче Соловьеве и заслуженном штурмане-испытателе РФ Валерии Вячеславовиче Корсаке.

90 лет со дня рождения

Евгений Степанович Соловьев  (1931-1978)

Родился 1 января 1931 года в городе Валуйки Белгородской области. В 1949 окончил Одесскую спецшколу ВВС, а спустя три года – Чугуевское военное авиационное училище летчиков и Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу ВВС, располагавшуюся тогда в Грозном.  В течение четырех лет, в 1952-1956 годах, Евгений Степанович был летчиком-инструктором Чугуевского военного авиационного училища летчиков, затем служил в строевых частях военно-воздушных сил. После ухода в запас переехал в Жуковский, где прошел обучение в Школе летчиков-испытателей. С 1958 по 1959 гг. был летчиком-испытателем летно-исследовательского института. В 1966 году Е.С. Соловьев окончил Московский авиационный институт. С 1959 года Евгений Степанович работал летчиком-испытателем ОКБ П.О. Сухого. За 19 лет он поднял в небо и испытал целое поколение легендарных самолетов, получивших в народе название «Сушки». Это сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б, опытный самолет с укороченными взлетом и посадкой Т-58ВД, истребитель-бомбардировщик Су-17М, второй летный экземпляр сверхзвукового истребителя Т-10 (прототипа Су-27). Евгений Степанович Соловьев участвовал в испытаниях боевых самолетов Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27 и их модификаций. В своей книге «Генеральный конструктор П.О. Сухой» Лидия Михайловна Кузьмина часть одной из глав посвятила работе  Евгения Степановича Соловьева в ОКБ, охарактеризовав испытателя следующим образом:

«Евгений Степанович был очень жизнерадостным человеком. На его лице всегда играла открытая и чуть застенчивая улыбка. Круг его интересов был необычайно широк. Он любил возиться со всякой техникой, любил спорт и хорошую музыку, любил один бродить по лесу, любил задушевные беседы в кругу друзей. Охота была его страстью. Он приделал телеобъектив и приклад к фотоаппарату, которым был награжден за мужество, проявленное при спасении опытного самолета, и занялся фотоохотой. Он был замечательным стрелком. Это по его инициативе начали проводиться спортивные соревнования по стрельбе на круглом стенде между летчиками-испытателями и космонавтами. За несколько дней до его гибели в Звездном городке состоялась вторая такая встреча. Как и в первой, самым метким стрелком показал себя Евгений Степанович Соловьев. На мой вопрос: «Почему вы так серьезно занимаетесь этим спортом?»— Евгений Степанович ответил: «Стрелковый спорт, особенно стрельба по летящим мишеням, как никакой другой, близок летчикам и космонавтам. Наша работа и этот спорт требуют мгновенной реакции и точности. Занятия стрелковым спортом помогают нашему профессиональному мастерству». И действительно, он всегда мастерски сбивал на своем самолете высотные управляемые мишени и первым сбил одну такую мишень ночью. Все, что делал Евгений Степанович, он делал азартно, увлеченно. Как-то перед рыбалкой ему в шутку подарили длиннющий, метра в четыре, кукан, и тем не менее Соловьев сделал, казалось, невозможное— привез с рыбалки этот кукан, полный рыбы. Однажды группу работников предприятия, в которой был и Соловьев, застигла ночь в незнакомой безлюдной местности. Шофер автобуса потерял ориентировку и отказался от дальнейших попыток найти дорогу. Тогда за руль сел Соловьев. Почти три часа в темноте пробивался он по буеракам и все же вывел машину на дорогу. Девизом Евгения Степановича стал известный чкаловский девиз: «Если быть, то быть лучшим!» Еще в самом начале своей испытательской работы он понял, что среднего образования ему будет маловато для анализа явлений, происходящих в современном самолете, а он всегда хотел во что бы то ни стало докопаться до глубины, до корня проблемы. И вот, не оставляя летную работу, а это было время напряженных государственных испытаний, он заочно заканчивает авиационный институт. Вскоре сдает и кандидатский минимум. Потом дал сам себе слово изучить английский и французский языки, чтобы без переводчиков читать зарубежную авиационную техническую литературу. И изучил… С первых дней появления Соловьева в КБ Сухого ему была доверена ответственная работа— он должен был дать путевку в жизнь новому самолету— детищу огромного труда всего коллектива. За ходом испытаний пристально следило руководство министерства, несколько раз на место испытаний приезжали министр и его заместители. Евгений Степанович сразу же оправдал возложенные на него надежды— все задания выполнял точно, без помарок и огрехов, хотя новая техника время от времени загадывала сложные загадки. От полета к полету задания становились все сложней. И вот в один из апрельских дней 1959 года случилась первая предпосылка к летному происшествию: при заходе на посадку остановился двигатель. Раздумывать было некогда— считанные секунды, и тяжело нагруженная машина, потеряв скорость, упадет. Соловьев принял единственно правильное решение— отвернув от домов, освободился на поле от груза, довернул машину и классически посадил ее, не имея никаких резервов на маневрирование, а тем более на второй заход. Все это длилось секунд 10–15. Самолет, целый и невредимый, немного пробежал по полосе и остановился. В этой напряженной ситуации и самолет и летчик проявили себя наилучшим образом. Про Евгения Степановича нельзя было сказать: «Косая сажень в плечах». Он не был человеком атлетического сложения, а выносливость для летчика, на долю которого выпадают многократные перегрузки, дело не второстепенное. Чтобы держать себя в необходимой спортивной форме, он разработал специальную методику физических упражнений, сделал сам спортивные снаряды, зимой в любой мороз обтирался снегом и никогда не давал себе послаблений. И он стал очень сильным физически. Мог по 20–30 раз выжимать как правой рукой, так и левой двухпудовую гирю. Желающие могут убедиться, что это совсем не просто. Физическая и волевая закалка не раз помогала ему миновать беду, работать в воздухе точно и красиво. Те, кому довелось наблюдать пилотаж Соловьева, не могли не любоваться его летным почерком».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Евгению Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». А 16 ноября 1973 года был удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
   Жизнь летчика-испытателя оборвалась 7 июля 1978 года при выполнении полета на опытном самолете Т-10, являвшемся прототипом Су-27. Похоронили Евгения Степановича Соловьева на центральной аллее Быковского мемориального кладбища.

Адрес  в городе, связанный с юбиляром: улица  Маяковского, дом 22

75 лет со дня рождения

Валерий Вячеславович Корсак (1946-2010)

Родился 1 января 1946 года в Челябинске. Трудовую деятельность начинал с работы слесаря на заводе. В 1967 году окончил высшее военное авиационное училище штурманов в родном Челябинске. Многие годы служил в рядах военно-воздушных сил. В 1976 году окончил военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. После выхода в запас, с 1980 года работал штурманом-испытателем летно-исследовательского института. За годы работы принял участие в  целом ряде испытаний пилотажно-навигационных систем. В 1980-гг. В качестве штурмана-оператора региональной группы управления полетом выполнил работы по обеспечению запуска и посадки первого и единственного отечественного космического челнока «Буран» на космодроме «Байконур». Указом президента РФ от 19 октября 1996 года Валерию Вячеславовичу Корсаку было присвоено почетное звание «Заслуженный штурман-испытатель Российской Федерации». С осени 2001 года работал старшим штурманом-испытателем ОАО «Ил». За годы своей испытательной работы освоил целый ряд таких самолетов, как Як-28, Ту-16, Ту-95, Ту-160, Ил-76, Ил-96-300, Ил-96-400 и других. Умер Валерий Вячеславович Корсак 4 декабря 2010 года. Похоронен на Островецком кладбище.

Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Лацкова, дом 4/2.

Илья Емельянов

erisman2408@gmail.com

При подготовке публикации использованы книги известного историка авиации Андрея Симонова «Заслуженные испытатели СССР», «Генеральный конструктор П.О. Сухой» Лидии Михайловны Кузьминой и материалы сайта testpilot.ru.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут