Левиафан пришёл за ними

3150

Спасти физтеховца Губанова

Драматическая история ученого из ЦАГИ Анатолия Губанова – это все, что нужно знать о нынешнем времени. Нельзя сказать, что оно новое, история имеет привычку повторяться в том или ином виде. Но когда-нибудь это время назовут правильными словами, ровно в том контексте, которого оно заслуживает.

А сегодня нам известно, что с момента ареста ученого и по сей день информации по – прежнему мало. Похоже, её и не будет в ближайшее время, в связи с тем, что вменяемая Губанову статья о госизмене имеет статус абсолютной секретности. Но неделю назад мы узнали от адвоката правозащитной организации “Агора” Ольги Динзе (к которой обратились родственники Губанова), что Анатолий Александрович отказался от её услуг. Так сообщили ей следственные органы, предъявив заявление задержанного. То есть, встреча Губанова с адвокатом из “Агоры” не состоялась.

По информации следствия, делом Губанова занимается другой адвокат, его имя не афишируется. Впрочем, это не так важно, потому как речь идёт скорее всего о защитнике по назначению. Со всеми атрибутами этого жанра в отечественной юриспруденции.

Вопрос, почему Анатолий Губанов в настоящий момент отказывается от своего права на сильную, полноценную защиту в лице сражающихся за своего подзащитного адвокатов, вряд ли можно считать необъяснимым. Об этом на страницах портала МБХ Медиа рассказал адвокат “Команды -29” Иван Павлов: когда человек оторван от знакомой ему реальности и полностью попадает во власть следователя – это тяжёлое испытание.

Кроме того, трагичность ситуации Губанова состоит в том, что он болен. У него онкология. Все знают, что это такое: потребность в медикаментах и периодическом обследовании организма. Конечно, такое заболевание и СИЗО – вещи практически несовместимые. В Жуковском студенты МФТИ организовали сбор подписей под петицией в поддержку ученого Анатолия Губанова и ходатайстве об изменении для него меры пресечения. Тем не менее неделю назад Мосгорсуд отказался менять меру пресечения, оставив Губанова в СИЗО. Единственное, чего пока удалось добиться – согласия следствия на медицинское освидетельствование арестованного. Известный журналист и правозащитник Зоя Светова считает, что это реакция на солидарность ученых, преподавателей и студентов, которые вступились за своего коллегу и учителя. «Дай Бог, – написала она в фейсбуке, – если медицинское освидетельствование будет профессиональным и правдивым. Верится в это с трудом. Знаю одно: обвиняемый в ненасильственном преступлении, тем более, человек с репутацией и страдающий серьёзными заболеваниями, не должен находиться под стражей. Закон позволяет другие меры пресечения: домашний арест, залог, подписка о невыезде. Арест для такой категории арестантов существует только для того, чтобы следователь мог оказывать давление на обвиняемого и добиваться от него признания в тех преступлениях, которые он не совершал».

Зоя Светова знает, что говорит. Она относится к числу журналистов, для которых суть профессии неотделима от таких понятий как правда, благородство, гуманизм и вера в людей. В моем понимании, она уникальна даже среди самых правильных и честных журналистов. Дочь советских политзаключённых Зои Крахмальниковой и Феликса Светова не только по книжкам изучала, что такое репрессии. Она понимает, что такое тюрьма, много раз была там в качестве члена общественной наблюдательной комиссии. А ещё, она – яркий исследователь человеческих историй, где люди борются за своё право на справедливость, гражданское достоинство и не сдаются даже в самых отчаянных ситуациях.

“Право слово”

Так называется подкаст Зои Световой на сайте МБХ Медиа. «В России суд – больше, чем суд, а тюрьма – больше, чем тюрьма,» – уверена Зоя. А потому никто не застрахован от внезапно возникшей необходимости защищать себя и близких от русского Левиафана. Вместе с адвокатом Анной Ставицкой она ищет ответы на вопросы, что представляет собой наша отечественна система правосудия, почему в ней так много несправедливых приговоров, как и зачем фабрикуются уголовные дела… Это – не инструкции, не назидания, ни тренинг и не урок. Это живые истории конкретных людей, разговоры с судьями, адвокатами, писателями, артистами… С теми, кому есть, что рассказать. О том, что касается каждого.

Среди гостей её подкаста бывший юрист “ЮКОСа ” Светлана Бахмина, автор популярных детективов Александра Маринина, писатель Виктор Шендерович, адвокат Мария Эйсмонт, федеральный судья в отставке Сергей Пашин, главный редактор “Медиазоны” Сергей Смирнов, политолог Екатерина Шульман, журналист-расследователь Иван Голунов… У каждого – свои мысли и истории о главном: как сохранить чувство собственного достоинства, веру в себя, надежду на солидарность, как не опускать руки даже в самых казалось бы безнадёжных обстоятельствах. “Право слово” Зои Световой – это хороший медиаресурс для думающих людей.

Надо признать, что умные разговоры с приличными людьми становятся андеграундом. Это не хорошо или плохо, это естественно для страны, где права человека не считаются ценностью. Но главное, что такой андеграунд есть, и это чудо на фоне одичавшего центрального телевидения .

Я желаю всем читателям ЖВ настоящих чувств и светлых мыслей в новом году! А ещё – прозрения, что наукоград – это не памятники и здания. Это люди. Такие как Анатолий Губанов. Левиафан пришёл за ними. И это наша обща трагедия. Поддерживая их – мы спасаем себя.

Удачи всем!

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Главный редактор. Рубрика "Колонка редактора", круглые столы, "Гость ЖВ"