Боевые летчики, удостоенные звания Героя Советского Союза

Биографии героических людей, живших и работавших в нашем городе

1680

ЖВ завершает цикл публикаций о Героях Советского Союза, удостоенных этого звания за участие в Великой Отечественной войне и связанных с нашим городом. В этом номере мы вспоминаем и о летчиках-испытателях ЛИИ Илье Фомиче Якубове и Викторе Николаевиче Яшине, ставших боевыми летчиками во время войны, а после ее окончания перешедших в профессию испытателей авиационной техники.

Николай Николаевич Харитонов
(1922-1991)

Родился 8 января 1922 года в деревне Голодское, ныне входящей в состав Калужской области. Окончив школу-семилетку, работал в сельском хозяйстве. С 1938 года работал слесарем в Тульском областном строительном тресте. В 1939 году он окончил Тульский аэроклуб, а спустя 2 года – Таганрогскую военную авиационную школу летчиков.
В июне-августе 1941 г. был летчиком 204-го бомбардировочного авиационного полка Дальнебомбардировочной авиации. В августе 1941 года Николая Харитонова направили на учебу в 1-ю Высшую школу летчиков и штурманов Авиации дальнего действия. После ее окончания с 1942 по 1945 г. он был командиром звена 748-го (с августа 1942 года стал 2-м гвардейским) авиационного полка авиации дальнего действия.
Указом Президиума Верховного Совета от19 августа 1944 г. летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. В общей сложности за годы совершил 285 боевых вылетов на бомбардировщиках ДБ-3, Ил-4 и В-25 «Митчелл».
В 1947 году Николай Николаевич окончил Рязанскую высшую офицерскую школу Дальней авиации. Командовал авиаполком, а затем был заместителем командира тяжелобомбардировочной авиадивизии. В 1958-1976 гг. работал летчиком-испытателем в ОКБ А.Н.Туполева. Провел испытания реактивных пассажирских самолетов Ту-104Е и Ту-154 и принимал участие в испытаниях бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, пассажирских самолетов Ту-104, Ту-110, Ту-114, Ту-116 и других. В 1960 году в качестве второго пилота установил 8 мировых авиационных рекордов скорости полета на самолете Ту-114. Уйдя с испытательной работы был инженером летно-испытательного комплекса в ОКБ им. А.Н. Туполева. В последние годы жизни переехал в Москву. Умер Николай Николаевич Харитонов 26 мая 1991 года. Похоронен на Долгопрудненском кладбище (южная территория).
Адрес в городе, связанный с Героем: улица Чкалова, дом 23.

Илья Фомич Якубов
(1919-1947)

Родился в деревне Новоселье Смоленской области. Обучался в Смоленском техникуме и аэроклубе связи, после окончания которого работал в нем летчиком-инструктором. В 1940 году Илья Фомич окончил Одесскую военную авиационную школу летчиков. В 1942 -1945 гг. как летчик, а затем — заместитель командира авиационной эскадрильи 653-го истребительного авиационного полка, помощник командира 65-го гвардейского истребительного полка совершил примерно 70 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев, сбив 10 самолетов противника лично и один — в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза. В 1945 году Илья Якубов окончил Липецкую высшую офицерскую школу ВВС. В течение двух лет был летчиком-испытателем НИИ-1, где принимал участие в испытаниях авиационных двигателей самолетов. Весной 1947 года стал летчиком-испытателем ЛИИ. За несколько месяцев работы успел поучаствовать в испытаниях ракетного самолета «4302» в планерном варианте и опытного двигателя на Ту-2ЛЛ. Жизнь молодого летчика трагически оборвалась 18 сентября 1947 года при испытаниях двигателя на Ту-2 ЛЛ. Похоронен Илья Фомич Якубов на Введенском (Немецком) кладбище Москвы. Многие годы могила была в запустении, недавно был установлен новый памятник.

Александр Иванович Якуненко
(1918-1993)

Родился 18 марта 1918 года в деревне Клин, находящейся ныне в Починковском районе Смоленской области. В юности жил в Донецкой области, где окончил школу-семилетку и школу фабрично-заводского училища. Трудился шлифовщиком на заводе «Автостекло» в городе Константиновка. В 1939 году окончил Константиновский аэроклуб. В 1940 году, служа в армии, окончил Конотопскую школу младших авиационных специалистов. Служил мотористом в строевых частях ВВС. Летом 1941 года был мотористом 241-го штурмового авиационного полка на Западном фронте. С августа 1941 по декабрь 1942 г. воевал в звании авиационного механика 198-го штурмового авиационного полка. В 1943 году в первой учебно- тренировочной бригаде переучился на летчика и вскоре стал летать на самолете Ил-2. С осени 1943 по осень 1944 г. был летчиком, командиром звена, заместителем командира авиационной эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка. В 1945 окончил курсы командиров авиаэскадрилий в Липецке. В марте-мае 1945 г. командовал авиационной эскадрильей 198-го штурмового авиационного полка на Западном и 2-м Белорусском фронтах. За время участия в Великой Отечественной войне Александр Иванович совершил более 104 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Александру Ивановичу Якуненко было присвоено звание Героя Советского Союза. В августе 1945 года как командир 75-го штурмового авиационного полка участвовал в войне с Японией. После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС. В 1956 году вышел в запас. Вскоре переехал в Жуковский, работал механиком на домостроительном комбинате. Умер Александр Иванович Якуненко 7 ноября 1993 года. Похоронен на Островецком кладбище.
Адрес в городе, связанный с Героем: улица Менделеева, д. 13.

Виктор Николаевич Яшин
(1922-1952)

Родился в Хабаровске. С 14 лет жил в городе Лосиноостровский (с 1960 г. – Бабушкинский район г. Москвы), где окончил школу-семилетку и фабрично-заводское училище. Трудовую деятельность начинал токарем на вагоностроительном заводе в Мытищах, параллельно обучаясь в местном аэроклубе. В 1940 году Виктор Николаевич окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков, где был летчиком-инструктором.
С 1942 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Совершил 246 боевых вылетов, в 56 воздушных боях сбил лично 26 самолетов и в группе один самолет противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года Виктору Николаевичу Яшину присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны служил в группе советских войск в Германии. В 1946 году Виктор Яшин окончил Липецкую высшую офицерскую летно-тактическую школу ВВС. После выхода в запас с 1949 по 1950 г. работал летчиком-испытателем авиационного завода № 381 в Москве, затем летчиком-испытателем авиационного завода №30. В 1950-1951 гг. был летчиком-испытателем ЛИИ. В 1951-1952 гг. Виктор Николаевич испытывал самолеты на ростовском авиационном заводе № 168. Переехав в Улан-Уде, работал летчиком-испытателем авиационного завода № 99, где испытывал учебно-тренировочные истребители МиГ-15УТИ. Покончил с собой 28 октября 1952 года.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Журналист, краевед. Ведущий рубрики "Лица города", "Жукдвор", автор книги "Прогулки по городу"