Золотые имена Победы

351

Жуковчане, удостоенные Звезды Героя Советского Союза за подвиги во время Великой Отечественной Войны

 

Георгий Георгиевич Гоциридзе
(1910-1977)

Родился в Тифлисе (Тбилиси). В столице Грузии он окончил инженерно-строительный институт. Некоторое время работал строителем-архитектором в Москве. С лета 1941 года участвовал в боях Великой Отечественной войны. В 1942 году окончил ускоренный курс Военно-инженерной академии. В сентябре 1943 года майор Г.Гоциридзе участвовал в форсировании Днепра около города Канев на Украине. 28 сентября 1943 года осуществил лично разведку берега реки и определил точки переправы в неожиданных для противника местах. При помощи Георгия Георгиевича подчиненные ему солдаты помогли частям 3-го гвардейского механизированного корпуса с успехом форсировать Днепр, а также захватить и расширить плацдарм. Указом Президиума Верховного Совета СССР Георгию Георгиевичу Гоциридзе было присвоено звание Героя Советского Союза. Также храбрый воин награжден тремя орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и медалями. После выхода в отставку в звании подполковника некоторое время работал директором «Особстроя» в Жуковском. Затем Георгий Георгиевич стал главным архитектором Московской области. Дважды был удостоен (в 1950 и 1951 гг.) Сталинских премий третьей степени за внедрение новых видов цемента и осуществление железобетонного строительства высокой прочности. Умер талантливый ученый-строитель 1 мая 1977 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Иван Дмитриевич Занин
(1914-1961)

Окончив 8 классов школы в Воронеже, в 1932 г. устроился на работу слесарем. Обучался в городском аэроклубе, а после призыва в армию по направлению оказался в Оренбургской военной авиационной школе, которую окончил в 1934 г. В 1936 – 1940 гг. был летчиком-инструктором Липецкого, Борисоглебского, Шебекинского аэроклубов. В 1940 году окончил курсы усовершенствования при Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова в Тушино и был летчиком-инструктором Остафьевской военной авиационной школы летчиков и Вязниковской военной авиационной школы летчиков. С 1942 года командовал звеном, затем стал командиром эскадрильи 627-го смешанного авиационного полка. С сентября 1943 по февраль 1944 г. командовал эскадрильей 49-го истребительного авиационного полка, потом с февраля 1944 года и до конца войны был командиром эскадрильи 312-го штурмового авиационного полка. За годы войны совершил 305 успешных боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года Ивану Дмитриевичу Занину было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1949 году вышел в запас и стал летчиком гражданской авиации. В 1951 году окончил Ульяновскую школу высшей летной подготовки гражданского воздушного флота, а спустя 2 года − курсы при Школе летчиков-испытателей. В течение двух лет (1953-1955 гг.) работал летчиком-испытателем ЛИИ. В 1955-1960 гг. Иван Дмитриевич проработал летчиком-испытателем авиазавода № 1 в г. Куйбышеве (ныне Самара), где испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16. В 1960 году стал летчиком-испытателем Таганрогского авиационного завода. Жизнь летчика трагически оборвалась 25 мая 1961 года при испытаниях реактивной летающей лодки Бе-10. Похоронен на Старом кладбище г. Таганрога.

Николай Иванович Майков
(1918- 2005)

Уроженец города Ярославля, после окончания семилетки начинал свою трудовую деятельность прядильщиком на комбинате «Красный Перекоп».
В 1935-1936 гг. учился в фабрично-заводском училище при паровозоремонтном заводе. В 1936-1938 гг. Николай Иванович занимался в Ярославском аэроклубе, после окончания которого стал внештатным летчиком-инструктором.
В 1941 году окончил Тамбовскую авиационную школу. Затем учился в Липецком институте ВВС Красной Армии. Участвовал в воздушных боях под Сталинградом, на Украине, в Белоруссии, Польше, Германии. Николай Иванович командовал звеном 134-го гвардейского бомбардировочного полка 6-й гвардейской авиационной дивизии 8-й воздушной армии и выполнил ряд важных боевых заданий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года гвардии лейтенанту Николаю Ивановичу Майкову было присвоено звание Героя Советского Союза.
По состоянию здоровья в 1947 году вышел в запас, но спустя год был зачислен в войска ПВО заместителем начальника штаба, а в 1949 году добился перевода командиром экипажа самолета в пограничные войска. В 1956 г. вышел в отставку. Переехав в Жуковский, работал начальником учебной части Школы летчиков-испытателей.
Умер Николай Иванович Майков 13 марта 2005 года. Похоронен на Островецком кладбище.
Адрес в городе, связанный с Героем: Чкалова, 14.

Степан Филиппович Машковский 
(1914-1958)

Степан Филиппович родился 27 ноября 1914 года в селе Темрюк Мариупольского уезда. В 1932-1936 годах работал десятником шахты № 30 в поселке Рутченково в Донбассе. В 1935 году С.Машковский окончил аэроклуб, в 1937 году — Харьковскую военную авиационную школу летчиков и летнабов.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. В 1939 году был командиром звена 56-го истребительного авиационного полка. Совершил 90 боевых вылетов на истребителе И-16. Отважный летчик в 20 воздушных боях лично сбил один и в составе группы два самолета противника. Продолжал службу в ВВС командиром звена и командиром авиаэскадрильи в Забайкальском военном округе.
В годы Великой Отечественной войны был командиром авиаэскадрильи 32-го истребительного авиационного полка, затем с августа по декабрь 1941 года командовал авиаэскадрильей 184-го истребительного авиационного полка. С декабря 1941 года являлся помощником командира 32-го истребительного авиационного полка. В ноябре 1942 — феврале 1943 гг. был командиром авиаэскадрильи 30-го
гвардейского истребительного авиационного полка в г. Иваново. Звание Героя получил еще в годы Великой Отечественной войны, совершив 1 августа 1941 года таран вражеского Ме-109. Уже к концу сентября 1941 года Степан Филиппович выполнил 132 боевых вылета, сбив лично два и в составе группы — три самолета противника.
С 1943 года Степан Филиппович был летчиком-испытателем ЛИИ. За короткое время провел ряд важных испытаний авиационной техники. Первым в СССР в 1947 году на самолете Ла-156 выполнил взлет и полет с включением форсажа. Увы, жизнь талантливого летчика оборвалась 18 марта 1958 года при выполнении испытательного полета на бомбардировщике М-4. Похоронили Героя на Новодевичьем кладбище.
Адреса в городе, связанные с Героем: дом в городке ЛИИ (1943-1950 гг., не сохранился), Пушкина, 8 (1950-1958).

Константин Афанасьевич Новиков
(1919-1958)

Родился в Орловской губернии, с 1934 года жил в Москве. В 1935-1936 гг. работал слесарем на строительстве столичного метрополитена, затем − в 1936-1937 гг. − слесарем на автомобильном заводе имени И. В. Сталина (ныне ЗИЛ), а в 1938-1939 гг. − слесарем на Московском лакокрасочном заводе. Параллельно с работой занимался в Центральном аэроклубе, который окончил в 1937 г. После призыва в армию в 1939 году был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, затем в Серпуховскую военную авиационную школу летчиков (окончил в 1940 г.). В 1941 году Константин Афанасьевич окончил Конотопскую школу высшего пилотажа и воздушного боя. Участвовал в воздушных боях с лета 1941 года на Западном, Северо-Кавказском, Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Константину Афанасьевичу Новикову присвоено звание Героя Советского Союза. На тот момент летчик выполнил примерно 200 боевых вылетов и лично сбил 10 самолетов врага. К концу войны гвардии капитан Константин Новиков совершил 468 боевых вылетов, сбив в 98 воздушных боях 28 лично и 5 в составе группы самолетов противника. В августе 1945 года вышел в отставку и в 1945-1947 гг. был летчиком-испытателем ЛИИ. В 1948-1949 гг. Константин Афанасьевич работал летчиком транспортного отряда авиационного завода № 64 в Воронеже. В течение двух лет (1950-1952 гг) был летчиком Полярной авиации в Игарской авиационной группе, а затем, в 1952-1953 гг. − летчиком на Норильском комбинате. Позже судьба Героя сложилась трагично. В 1953-1954 гг. Константин Новиков работал молотобойцем Колбинского леспромхоза в Красноярском крае. С 1954 года работал грузчиком в Москве. Умер Константин Афанасьевич Новиков 9 января 1958 года и похоронен на Пятницком кладбище столицы.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут