Книжная полка

283

На нашей книжной полке представлена не только художественная литература, но и техническая. Сегодня мы сняли с полки и рассказываем о книге, написанной кадровым сотрудником ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ведущим конструктором Александром Владимировичем Саловым, который с 70-х годов участвовал, практически, во всех крупных разработках ЭМЗ, в том числе по темам «Буран», «Геофизика», «Гжель»

На нашей книжной полке представлена не только художественная литература, но и техническая. Сегодня мы сняли с полки и рассказываем о книге, написанной кадровым сотрудником ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ведущим конструктором Александром Владимировичем Саловым, который с 70-х годов участвовал, практически, во всех крупных разработках ЭМЗ, в том числе по темам «Буран», «Геофизика», «Гжель».
В книге «Битва за урожай» изложена драматическая история создания и эксплуатации первого в мире реактивного сельскохозяйственного самолета М-15. Автор книги на протяжении многих десятков лет был ведущим конструктором по эксплуатации этого необычного самолета.

Идея книги «Битва за урожай» вынашивалась очень долго, как долго длится и сама история создания уникального сельскохозяйственного самолета М-15. С далеких 70-х годов прошлого века и по наши дни этот самолет волнует умы конструкторов, специалистов и историков, разделив их на два непримиримых лагеря. Автору книги, как главному инженеру по эксплуатации М-15, пришлось ни одно десятилетие плотно заниматься этой машиной, и она прошла через всю его конструкторскую жизнь.
В СССР основным самолетом для авиахимических работ (АХР) был Ан-2, который начал выпускаться в 1947 г., но уже в середине 60-х увелич ение объема АХР потребовало создание более производительного самолета. Серьезно повысить производительность Ан-2 оказалось делом невозможным, тем не менее, казалось, что Ан-2 вечен, и замены ему никогда не будет. Одной из попыток создать более эффективный самолет стал проект самолета М-15 конструктора Р.А. Измайлова, который до сих пор является единственным в мире серийным реактивным сельскохозяйственным самолетом.
В феврале 1970 г. при Арсеньевском авиазаводе было создано новое ОКБ по сельхозавиации во главе с главным конструктором Р.А. Измайловым. 3 февраля 1972 г. были утверждены тактико-технические требования на новый самолет, основными из которых были: увеличение производительности не менее чем в два раза по сравнению с Ан–2, снижение себестоимости авиахимработ не менее, чем на 30%, увеличение грузоподъемности самолета до 2200-2400 кг, внедрение новейших методов техобслуживания и диагностики, а также многое другое.
Однако, как часто бывает, в экономику вмешалась политика, и судьба самолета из перспективной превратилась в драматическую.

В этой книге автор попытался соединить все «за» и «против» проекта М-15 в единую картину, интересную как для любителя авиации, так и для специалистов, а также для руководителей, принимающих решения, которые могли бы воскресить этот проект. Ведь правда такова, что Ан-2 уже находится на излете своих эксплуатационных возможностей, а новых сельскохозяйственных самолетов как не было, так и нет.
Во второй части кнриги рассказывается о создании многоцелевого самолета М-101Т «Гжель», созданного на ЭМЗ им. В.М. Мясищева, и его судьба не менее трагична, чем у самолета М-15. А сельскохозяйственный вариант М-101Т вполне бы мог решить задачу замены Ан-2.

Турбовинтовой самолет M-101T «Гжель» совершил свой первый полет в 1995 году. Самолет обладает хорошей маневренностью, хорошей управляемостью, и его эксплуатация не вызывает проблем.Турбовинтовой двигатель модели Walter M601F, установленный в носовой части и развивающий мощность в 760 л.с., является весьма надежным, и не вызывает проблем в своем техническом обслуживании.
В зависимости от предполагаемой цели использования самолета, на его борту может разместиться от 3 до 7 пассажиров. Предполагалось, что основным назначением воздушного судна станет сфера бизнес-авиации, и тогда его салон может быть отделан в соответствии с пожеланиями заказчика. При необходимости, «Гжель» может осуществлять перевозку небольших грузов на расстоянии до 1410 км, что вполне оптимально, учитывая фактическую стоимость М-101Г. Самолет стал эксплуатироваться и авиашколами, и в качестве аэротакси, а также весьма перспективно его использование, при небольшой доработке, как сельскохозяйственного самолета.

За недолгий период производства было построено 26 воздушных судов, в том числе 4 прототипа и 22 серийных самолета. Несмотря на явную перспективность М-101Т, его выпуск прекращен.

В книке использованы материалы из «Иллюстрированной энциклопедии самолетов ЭМЗ им. В,М. Мясищева, том 9, а также из книги К.Г. Удалова «Р.А. Измайлов и его самолеты», вышедшей в 2018 г. Издание иллюстрировано большим количеством схем и фотографий, ранее не публиковавшихся, и предназначено для широкого круга читателей, интересующихся авиацией и специалистов.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут