Заслуженный тренер Южной Кореи из Жуковского

2735

Виктор Лапкин начал заниматься самбо с 10 лет у Анатолия Васильевича Косатикова. Он посвятил этому виду спорта всю свою жизнь и добился признания не только в России, но и в мире. В 1983 году в 18 лет он в первый раз стал чемпионом мира. После покорения мировой вершины карьера молодого спортсмена развивалась стремительно: он получил звание мастера спорта международного  класса по самбо, стал мастером спорта по дзюдо и заслуженным тренером республики Южная Корея по самбо.

Став тренером, Виктор Лапкин продолжил выступать, теперь среди ветеранов. В октябре этого года жуковский «играющий тренер» стал чемпионом мира по самбо среди ветеранов. ЖВ пообщались с чемпионом о его истории в спорте, который стал для Лапкина жизнью.

Почему возникло желание заниматься именно самбо?

– Сначала возникло желание заниматься спортом. В то время в 1975 году была уникальная ситуация: очень хороший тренерский коллектив под руководством Георгия Павловича Долголенко (сейчас проводятся турниры его имени), а ведущим тренером был Анатолий Васильевич Косатиков, к которому я и попал. В Советском Союзе вообще спорт был очень популярен, и самбо в том числе, все мальчишки из нашего двора пошли на самбо, ну и я за компанию. Потом многие ушли, остались только несколько человек, включая меня. Мне понравилось заниматься, я «втянулся», во многом благодаря Анатолию Васильевичу. У него есть особый подход к обучению детей, он умеет заинтересовать, «зажечь». Через год пришел заниматься и мой брат – я его сагитировал.

Сложно ли было в первое время? Что вас вдохновляло, был ли какой-то стимул для того, чтобы продолжать заниматься?

– Мы жили довольно скромно, мама растила нас с братом одна, а занятия были платные – 10 рублей в год. Для нас это были приличные деньги, а если выиграешь областной чемпионат, то можно было не платить. В первое время хотелось облегчить маме задачу и заниматься бесплатно. Потом была уже другая цель: если станешь мастером спорта, то в армии будешь заниматься любимым делом. И вот я в 17 лет стал чемпионом СССР по самбо, мне присвоили звание мастера спорта. Поэтому в армии я занимался спортом и еще получал за это зарплату. В Советском Союзе вообще была хорошо развита система мотивации.

Ваш брат, Роман, тоже мастер спорта международного класса по дзюдо и призер различных чемпионатов по самбо, вы поддерживали друг друга на соревнованиях, участвовали в спортивной жизни друг друга?

– Мы с братом близнецы и двойняшки, поэтому многое делали вместе, в том числе и тренировались. Нам это было проще: мы могли бороться где угодно и в любое время, всегда был стимул, соперничество. Правда, потом наши дороги в спорте все же разошлись – я вошел в сборную СССР, стал чемпионом мира, было очень много сборов и соревнований, а он остался на уровне московских и областных чемпионатов. У моего брата был другой путь в спорте: сначала Роман поступил в институт и там боролся за студенческую команду, а уже потом пошел в армию. Он служил в МВД и уже там стал чемпионом мира на соревнованиях среди МВД и МЧС.

Какие соревнования запомнились больше всего и почему?

– Конечно же, самые первые. Мне было 11 лет, это был какой-то областной чемпионат в Климовске. Я очень волновался, но все равно всех победил. 

Были ли какие-то курьезные  моменты в вашей спортивной карьере?

– Был забавный случай в Южной Корее. Ко мне пришел корейский бодибилдер,  высокий и большой. А надо сказать, в Корее очень редко встречаются высокие люди, и если кто-то обладает высоким ростом, то это считается признаком красоты и силы. Бодибилдер пришел ко мне на поединок. Во избежание его травм, мы боролись на коленях (так обычно тренируются дети и начинающие). Я свалил его моментально болевым приемом. Надо отдать ему должное, сначала мой соперник терпел, но потом завопил на высокой ноте на весь зал. После этой истории имидж самбо в Корее возрос неимоверно.

Еще весело было, когда мы с братом были маленькие (лет 11-12) и участвовали в первых соревнованиях, мы иногда менялись между собой, например, я надевал куртку брата и шел бороться вместо него, так как мы с ним близнецы никто ничего не замечал. Потом, когда мы постарше стали, нас научились различать и предупредили, что за такие шутки можно получить дисквалификацию.

Был ли в вашей спортивной карьере момент, когда хотелось все бросить и уйти из спорта? Если был, то как вы преодолели себя?

– Мне кажется, такие моменты бывают в жизни каждого спортсмена и связаны они, конечно же, с травмами. После травмы появляется страх, что не сумеешь восстановиться, войти в прежнюю форму. Как преодолеть? Постепенно: упорство и систематические тренировки. Время и терпение помогают. Ну, и стимул должен быть: раньше государство поддерживало, а сейчас тренерская работа стимулирует очень – нужно постоянно быть в форме, нельзя расслабиться. На любом жизненном этапе нужно продолжать себя настраивать на спорт – это очень приятно быть примером для молодежи и помогать своему тренеру.

Как получилось, что вы стали заслуженным тренером в Южной Корее?

– Так сложилось, что в Южную Корею я уехал в 2004 году, меня туда направили по приглашению  Российской федерации самбо. До нашего приезда самбо в этой стране было не развито, но был к нему большой интерес, который еще возрос с нашим появлением. В Южной Корее было развито дзюдо и национальная борьба тхэквондо, которая не отличается большим количеством приемов и, по сути, весьма однообразна, а молодежи всегда хочется чего-то нового и интересного. Большое количество приемов в самбо позволяет показывать новые приемы почти на каждом занятии и это очень увлекательно, особенно для тех спортсменов, которые уже знают азы и хотят развиваться.  Им нужен был не просто тренер, а «играющий» тренер – тот, который может активно показывать приемы, выйти сам бороться, сам участвует в чемпионатах и может показать пример. Приглашение в Корею было для меня признанием моего опыта и своеобразным вызовом, потому что работа предстояла непростая. Сначала я провел там почти весь год, приезжая в Россию только на несколько месяцев. Сейчас нашими усилиями самбо в Южной Корее находится на очень достойном уровне, мы воспитали хороших тренеров. Некоторые из них даже успешно закончили физкультурный институт в России. Один из моих учеников стал третьим на чемпионате мира по самбо.

Что вам нравится больше: тренерская работа или самостоятельные тренировки и участие в чемпионатах?

– Больше всего тренерской работы у меня было в Южной Корее и поэтому мне более комфортно быть тренером в формате мастер-класса. Я показываю приемы для спортсменов, которым нужно узнать что-то новое, повысить свой уровень подготовки или подготовиться к соревнованиям. Тренерская работа как у Анатолия Васильевича Косатикова – это не мое. Он ведет детей с раннего возраста и доводит их до чемпионского уровня. Хотя с детьми я тоже занимаюсь, и мне это нравится.

Ваши дети тоже занимаются самбо?

– У меня есть дочь, ей сейчас 15 лет. Сначала она занималась самбо, но потом ушла, нашла другие занятия для себя. Сейчас иногда приходит со мной на тренировки к Анатолию Васильевичу. А вот семилетний сын моего брата серьезно занимается, старается.

А где вы занимаетесь с детьми, многим читателям это может быть интересно.

– Я работаю тренером в учебном центре «Кобальт», который активно поддерживает клуб дзюдо «Орбита». Также провожу бесплатные занятия в школе № 98 в Кратово. Мы надеемся организовать такие занятия и в школах Жуковского.

Что бы вы хотели пожелать ребятам, которые только начинают заниматься спортом?

– Главное в самбо терпение, упорство и систематическое посещение занятий. Причем все должно быть в меру: лучше тренироваться в обычном режиме не перенапрягаясь, чем выложиться  в одной тренировке, но потом неделю не появляться в зале. Самбо помогает не только физическому развитию, но и закаляет волю.

Анна Перевозчикова

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут