«Нежность» в танце и в жизни

319

В рубрике «Жуковчане – это мы» ЖВ продолжают рассказывать о жителях города, благодаря которым город Жуковский известен не только как город авиации.

Хореографический ансамбль «Нежность» был создан в 1998 году на базе Жуковской детской школы искусств после успешного выступления на конкурсе “Надежды Европы им. Махмуда Эсамбаева” в городе Сочи, коллектив получил благословение великого танцора Эсамбаева. “Нежность” – лауреат многих международных, всероссийских и областных конкурсов. В прошлом году ансамбль стал лауреатом всероссийского конкурса «Русский хоровод» в двух номинациях, и получил восторженный отзыв Миры Кольцовой — заслуженной артистки РСФСР и художественного руководителя ансамбля “Березка”. Также ансамбль занял 1 место в международном танцевальном телевизионном шоу «Folk of dance».
Ансамбль «Нежность» возник и существует уже более 20 лет благодаря хореографической династии: заслуженному работнику культуры Московской области Надежде Алимовне Дабаховой и ее дочери Лилиане Игоревне Рулевой. С выбором профессии вопросов не стояло ни у матери, ни у дочери, — танец живет в них с самого раннего детства. Как признается Лилиана Игоревна, определилась с профессией еще в детстве, уже тогда она знала, чем хочет заниматься по жизни. В выборе же Надежды Алимовны большую роль сыграл ее преподаватель танцев.


Надежда Дабахова. Танцевать я любила всегда. Большую роль в моей жизни сыграла моя преподавательница, Дарья Юрьевна Пономаренко, которая привила мне не только любовь к танцам, но и воспитание, правильное отношение к людям. Она действительно удивительный педагог, человек, который раскрыл передо мной весь мир хореографического искусства. Я всегда хотела быть похожей на своего наставника, и это случилось. Мечты сбываются. Я закончила институт, танцевала в ансамбле народного танца, дальше работала в училище, и в 1980 году, после того, как вышла замуж, попала в Жуковский, где начала свою работу с детьми, чем занимаюсь до сих пор. Я счастливый человек, ведь занимаюсь любимым делом.
Многие прекрасные танцоры признаются, что научить этому искусству других – задача не из легких. Как вам удается научить маленьких непосед искусству танца?
Надежда Дабахова. Мне очень нравится общение с детьми, сопровождающееся прекрасной музыкой. Я преподаю красивые предметы: классический, историко-бытовой танцы, воспитываю детей. Мне очень нравится выражение: “Школа воспитывает разум ребенка, а школа искусств воспитывает душу». Некоторые люди несерьезно относятся к танцам как к предмету, говорят: «Ну что там ваши танцульки?», почему-то ставят их ниже школьных предметов. Я же считаю, что все взаимосвязано. Например, классика – это математика, ведь ребенку нужно поднять ножку на 90 градусов, повернуться на 360 градусов, попадать в ритм, для чего нужно считать. Народные танцы – это история, которая передается через музыку, костюм, история балета тоже включает в себя глубокие знания, что также может дополнить школьные знания ребенка по истории. Все очень тесно связано. Думаю, после посещения наших концертов школьные преподаватели начинают смотреть на своих учеников по-другому, ведь хорошо поставленный танец – это огромный труд, к которому добавляется еще и старание детей в общеобразовательной школе. Мнение об упорстве и трудолюбии ученика меняется.
Лилиана Рулева. Чаще всего к нам приводят детей в совсем раннем возрасте, когда они еще толком не осознают, на что идут. Однако многие дети после пары занятий начинают гореть танцем, они все в движении, полностью погружены в музыку, пусть даже и не понимают, что к чему.
Вообще, я делю детей на два типа: одни не могут усидеть на месте, едва заслышав звуки музыки, такие дети преданы танцу, у них горит взгляд, и они светятся, другие же – более спокойные, равнодушные. Очень приятно наблюдать за тем, как такие детки развиваются. Кто-то не справляется с большой нагрузкой, ведь в первую очередь мы изучаем танец, а не просто бездумно танцуем, и в итоге уходит. Бывает также, что родители не выдерживают, ребенка ведь каждый день нужно приводить – и в снег, и в дождь, отказывая себе в любимых занятиях. Это огромная работа и ответственность родителя. А есть дети, которые приходят с абсолютным равнодушием к танцу, но постепенно начинают раскрываться. Сначала его, конечно, приводят взрослые, бывают моменты, когда он не хочет идти, но все равно со временем ребенок втягивается, и уже не представляет себя без танца и музыки, за таким развитием очень приятно наблюдать.
Можно ли определить сразу, есть у ребенка способности к танцам или нет?
Лилиана Рулева. Вы знаете, любой ребенок может заниматься танцами, ведь в первую очередь он это делает для себя. Танец – это жизнь, большая и достаточно трудная. Умение зажечь искру в ребенке – это огромный труд. Танец сопровождает нас всю нашу жизнь, танцевать могут все, потому что даже элементарные движения новорожденного ребенка – это уже танец, пусть и совсем примитивный. Танец – это чувство. Но нужно понимать отличие бытового танца, доступного всем, от танца высокого, для которого нужно родиться особенным, способным. Но пробовать нужно всем. В этом плане родителям нужно правильно подбирать ребенку занятия. Некоторые родители не совсем четко понимают значение танца, не осознают всей ответственности занятия этим искусством. Выход на сцену – это большая ответственность, потому что мы в ответе за то, что пытаемся донести своим творчеством. Нужно понимать, для чего ты танцуешь, что хочешь передать своим танцем. Важно найти подход к каждому маленькому человечку, подстроиться под его ритм, а не пытаться его «ломать». Я всегда говорю, что ребенок – это синусоида, то есть, взлет и падение. В какой-то период ребенок горит, бежит на танцы с радостью, у него все получается, потом у него могут возникнуть какие-то трудности, и вот в такие моменты очень важно проявить свою целеустремленность, а не сложить руки и сказать: «Я не пойду». И ребенку в этот переломный момент очень нужна помощь взрослого, который настоит на своем и замотивирует заниматься дальше. А дальше уже огромная работа как самого ребенка, так и преподавателя, ведь он для того и дан, что помочь, подсказать, научить и раскрыть новый талант. А когда все-таки начинает получаться то, что какое-то время не могло получиться, ребенок снова начинает ходить на занятия с радостью. То есть, эта синусоида присутствует на протяжении всех восьми классов, особенно в младшем возрасте, когда ребенок толком не осознает, что он делает. Мы часто работаем индивидуально с каждым родителем, объясняя, что ребенка нужно не просто отдать в школу искусств, но и сопровождать и поддерживать на протяжении всей его учебы. Вот тогда из детей получаются звездочки.
Обучение в вашем ансамбле проходит на протяжении нескольких лет, как удается удержать внимание и желание детей?
Лилиана Рулева. Примерно к одиннадцати годам дети начинают занимаются с удовольствием, но опять же синусоида возвращается. В этом возрасте просыпается наш человеческий фактор – лень и самоуверенность. «Зачем туда идти, если я и так все знаю?» Однако это очень ошибочно, потому что нельзя пропускать занятия, ведь техника исполнения танца начинает страдать. Да, это сейчас, пока занятия не пропускаются, ты «на Олимпе», но как только начинаются прогулы, все знания и навыки спадают на нет.
У вас целый ансамбль, как дети с совершенно разными характерами уживаются в одном коллективе?
Лилиана Рулева. Нас очень радует, что среди учеников есть как девочки, так и мальчики, потому что детям становится интереснее друг с другом. Танец – это не только искусство на сцене, это еще и социальная составляющая. Взаимодействие партнеров, конечно же, пробуждает в детях задор, возникает искра, ученикам интересно друг с другом. То есть ребенок приходит в школу как к себе домой, и зачастую получается так, что после окончания обучения, после получения свидетельства об образовании, они все равно навещают нас. Иногда даже семьи образовываются. Ученики не обязательно связывают свою профессию с хореографией, но в жизни искусство танца всегда рядом.
Народный танец сейчас не столь популярен как современные танцевальные течения, как вам удается привить детям интерес?
Надежда Дабахова. К сожалению, в современном мире все меньше ценится национальное достояние, наша русская культура. В решении этой проблемы могут так же помочь школьные педагоги, большую роль играет классный руководитель общеобразовательной школы. Очень хорошо, когда он интересуется, чем ребенок занимается. Нужно научить детей не стесняться своей национальной культуры, не только в танце, потому что сейчас все большую популярность набирает культура зарубежная, отодвигая русское достояние на второй план. Думаю, учителя общеобразовательной школы могли бы очень сильно помочь в признании детьми своей культуры. Также очень радует, что в последнее время в общеобразовательных школах в детские портфолио стали входить награды из школ дополнительного образования.
Лилиана Рулева. Дети, которые занимаются искусством, не важно каким, более ранимые, чувствительные, восприимчивые. Они отличаются от детей, которые ничем не занимаются, своей способностью творить и создавать что-либо. Молодому поколению очень часто навязывают псевдоискусство, которого сейчас очень много, и я горжусь, что в школах дополнительного образования помогают изучать и ценить истинное искусство.

Анастасия Ганжа

Поддержи ЖВ

Каждый материал выходит в свет благодаря вам, жуковчанам, которым небезразлично, что происходит в городе, и которым нужна журналистика, а не пропаганда. Это наш с вами совместный проект, который мы будем делать для города и горожан, во…

Подробнее о поддержке можно прочитать тут