Новый руководитель УЖКХ администрации Сергей Гридунов рассказал, как он будет поднимать городское ЖКХ

2016
SONY DSC

22 апреля на оперативном совещании в администрации глава города Юрий Прохоров представил нового руководителя Управления ЖКХ администрации. Им стал Сергей Гридунов, который сменил на этом посту Петра Ватылика, пробывшего в кресле начальника УЖКХ чуть более трех месяцев. Заявление об уходе по собственному желанию написал также и заместитель руководителя администрации по ЖКХ Владимир Жиров, так что Сергей Гридунов в настоящий момент отвечает за все жилищно-коммунальное хозяйство города. ЖВ поговорили с новым руководителем Управления ЖКХ администрации города, и узнали, как он собирается менять городское ЖКХ к лучшему.

Сергей Евгеньевич, за неделю пока еще сложно говорить о первых результатах, но можно говорить о первых впечатлениях. Поделитесь?

– Объем работ понятен, ответ на извечный русский вопрос, «что делать», я знаю. Единственный пока непонятный момент – объем желаний жителей и те возможности, которые есть у исполнителя, администрации города  не всегда совпадают, что зачастую приводит к большим проблемам. Но если приоритетом в своей работе поставить заботу о жителях, то многих конфликтов можно избежать. И когда я говорю о жителях, то имею в виду, в том числе и себя. Мне не безразличен наш город, мои родители жили еще в поселке Стаханово, я родился в Жуковском и вырос. Я многих знаю, и меня многие знают. И в этом смысле, конечно, на мне лежит огромная ответственность за принятые решения, я должен действовать не только как чиновник, но и как жуковчанин.

И что же нужно делать начальнику УЖКХ администрации Сергею Гридунову, чтобы соблюсти интересы жителя города Сергея Гридунова?

– Самое главное, не обманывать людей, не обещать жителям то, что изначально невозможно. Исключить из общения с обществом популизм, а делать то, что возможно здесь и сейчас. Конечно, хочется, чтобы все было сразу. Тем более, сам по себе Жуковский – город с богатой архитектурой, особенно центральная часть, и поэтому хочется привести в порядок дворы, дороги, отреставрировать с помощью капитального ремонта жилой фонд. И это будет реализовано, постепенно, шаг за шагом. Но надо понимать, что у нас нет ресурсов на моментальное преображение, и честно об этом говорить.

Вы были генеральным директором управляющей компании, членом Общественной палаты, в которой возглавили комиссию по ЖКХ, теперь в той же области являетесь чиновником администрации. То есть посмотрели на процесс с разных сторон. Есть ли отличия подхода в этих трех ипостасях? Пришлось ли перестраиваться?

– Руководитель УК видит картинку в управлении жилым фондом, у члена Общественной палаты – картинка обратной связи от жителей, а у начальника Управления ЖКХ должна быть полная картина, составленная из этих пазлов. Несомненно, различия есть, только не в отношении, а в функциях и задачах. Но окончательная цель схожа – это построение работоспособной системы ЖКХ при взаимодействии и тесном контакте всех участников. Для администрации, ресурсоснабжающих и управляющих организаций важно, чтобы жители были удовлетворены оказанными услугами, а жители хотят эти услуги определенного качества и в срок получать.

Ну, это вы говорите о какой-то идеальной картине жизни, которой никогда и не было…

– К этому надо идти и стремиться. Другой вопрос, какими путями мы к этому идем, и есть ли ресурсы для достижения поставленной цели. Конечно, денег всегда не хватает. И вот здесь нужно грамотно спланировать свою деятельность. Стратегическое планирование – это не просто популярное словосочетание из красивой презентации, это то, что нам необходимо, как воздух, потому что жилищно-коммунальное хозяйство не может жить в состоянии экспромта, у нас должны быть четкие планы работы и обозначены временные отсечки по контролю за исполнением работ. Да, есть острые, наболевшие вопросы, которые нужно решить здесь и сейчас, но не стоит забывать и обо всем остальном, поэтапно решая весь спектр проблем.

На сегодняшний день в первую очередь, учитывая климатические условия, когда температурные показатели значительно выше среднегодовых, важно правильно закончить отопительный сезон ресурсоснабжающим организациям. МП «Теплоцентраль» сейчас начинает сбавлять температуру перед отключением.

Вот как раз жители жалуются, что батареи сейчас топят сильнее, чем зимой…

– Температуру нельзя снижать резко, только постепенно, это правильная и бережная эксплуатация системы, чтобы сохранить коммуникации. При резком снижении температуры могут произойти любые техногенные ЧП, которые не только остановят подачу тепла, но и приведут к дополнительным расходам на ремонт коммуникаций. Так что понижение температуры отопления должно происходить аккуратно и с умом, чтобы избежать проблем на пустом месте. Потому что первоочередная проблема, которая сейчас стоит перед ресурсоснабжающими организациями, – это уже подготовка к следующему отопительному сезону 2019-2020 гг. Ведь на ремонтные работы надо выходить весной и летом, в благоприятные погодные условия, а осенью уже заканчивать и проводить благоустройство на месте работ.

Впереди у нас авиасалон МАКС-2019, знаковое событие для города и страны. Мы должны подготовиться, чтобы к этому мероприятию наш город был чистым и ухоженным.

Это очень смахивает на «потемкинские деревни», когда город убирают к приезду гостей, а не для комфорта жителей..

– Конечно, нет. Не нужно готовиться к какому-то определенному мероприятию, это ежедневная работа, которая планируется заранее и реализуется по намеченному графику. И тогда не только гости, но и жуковчане увидят заботу наших предприятий ЖКХ и ухоженность города.

Для этого сначала надо попробовать консолидировать всех участников рынка и потребителей: управляющие и ресурсоснабжающие организации, собственников помещений в многоквартирных домах. Потому что сейчас это похоже на басню Крылова про лебедя, рака и щуку.

– Я не сомневаюсь, что возможно наладить конструктивный диалог, потому что мы все в единой системе, перед которой поставлена одна задача – повышение эффективности работы ЖКХ и создания комфортных условий для проживания в нашем городе. И если взаимодействовать друг с другом, можно достичь намного большего, чем, находясь в состоянии конфликтов. Это уже неоднократно доказанный жизнью факт. Есть план работ, его надо скорректировать, сделать так, чтобы в первую очередь мы сейчас занялись теми проблемами, которые требуют неотлагательного решения. Но при этом не стоит забывать и о планировании будущих работ. Вот, например, по программе капремонта в доме делается кровля или инженерка, а ремонта подъездов  и благоустройства двора нет, все делается разрозненно. Но это же не логично, нужно пытаться совместить капитальный ремонт с текущим ремонтом подъездов в доме и благоустройством двора. Да, согласен, не везде это получится, но облагораживать жилой фон и придомовые территории нужно комплексно. В идеале было бы делать кварталами, к этому будем стремиться. Но есть градация в фонде капитального ремонта по годам застройки, это существенно усложняет задачу. При таком комплексном подходе важна работа с населением, у администрации города должна быть налажена прямая связь с жителями, конечными потребителями услуг ЖКХ.

Тем более жители со своей стороны уже постепенно выстроили рабочую схему координации действий, сначала объединились в инициативную группу несколько десятков домов, две недели назад в Жуковском открыли местное отделение Ассоциации председателей Советов многоквартирных домов Московской области. Дело за малым – наладить контакт и взаимодействие.

– Эта ассоциация – интересный формат взаимодействия между людьми, которые проявили инициативу, став старшими по домам, председателями совета дома. По сути, это люди, которые взяли на себя добровольно ответственность за судьбу своего многоквартирного дома. Хотелось бы, чтобы таких людей было побольше. Ведь эти инициативные люди могут стать тем золотым кадровым резервом для работы в муниципальной системе ЖКХ. Повторюсь, работа на благо нашего города может стать фактором, объединяющим власть и общество. И тогда обслуживание жилого фонда, капитальный ремонт, благоустройство можно реализовывать более эффективно и, главное, рационально. Это очень удобная форма общения для всех заинтересованных сторон. Председатель совета дома уже четко знает потребности собственников помещений своего многоквартирного дома, может расставить приоритеты. А сообщество председателей дает нам полную картину, на основании которой и будет проходить стратегическое планирование. Ведь, проблема в каждом доме с одной стороны уникальна, а с другой – их можно группировать по сегментам: кровля, коммуникации, фасад, подъезд, двор. Возглавляя комиссию по ЖКХ в Общественной палате,  я увидел одну закономерность. Там, где есть активные советы домов, вопросы благоустройства, обслуживания жилого фонда решались быстрее и эффективнее, эта схема взаимодействия доказала свою состоятельность.

Мне кажется малое количество советов домов связано с тем, что люди не видели смысл в этой самоорганизации, но теперь, что называется, жизнь подсказала. Во время передела жилого фонда после банкротства УК «Теплоцентраль-ЖКХ» стало очевидно, что только дома с активными инициативными группами, будь то совет дома или товарищество собственников недвижимости, смогли добиться того, что их услышали. Есть, конечно, исключения, но они лишь подтверждают правило.

– Ну да, не было счастья, да несчастье помогло. И я обеими руками за тесное сотрудничество с местным отделением ассоциации в целом и с председателями советов домов в отдельности. Это кропотливая пошаговая работа: договорились, сделали шаг, обсудили следующий этап – реализовали. В процессе работы зачастую по независящим от нас причинам, прилетает какая-то новая вводная, с которой сообща разбираемся. Это жизнь. Встретились, довели, рассказали, обсудили и вместе приняли решение. Главное, постоянный диалог – лучше сказать, что здесь мы не успеваем или не можем и вместе попытаться решить проблему, чем молчать и получить недовольство жителей. Обещать сказку какую-то или волшебство – это несерьезно, мы живем в реальности. Учитывая то, что у нас еще есть и вопросы финансирования по различным программам не дают нам возможности реализовать все, что хотелось бы сразу. Конечно, не просто говорить о невозможности проведения определенных работ, а аргументировать и объяснять. Это долгая, тяжелая и не быстрая работа, результат сразу, может быть, и не виден, но это единственно возможный правильный путь. Мы планируем совместно с местным отделением Ассоциации председателей советов МКД разработать дорожную карту по благоустройству, чтобы прописать регламент действий от момента подачи заявки на благоустройство двора до принятия уже выполненных работ. В принципе, определенная схема действий уже есть, ее просто надо систематизировать. А жителям дворов, которые вошли в программу благоустройства в 2019 году, нужно быстрее создавать инициативные группы и определяться с приоритетами схемы благоустройства своего двора.

На мой взгляд, нужно правильно спланировать и войти во всевозможные программы, которые помогут нам сделать максимальное количество работ. А для этого нужно заранее подготовиться, определить приоритеты, сформировать и подать соответствующие документы для вхождения в программу, а потом вовремя отыграть конкурсы и начать работы в мае.

А вот на этом месте поподробнее, есть какой-либо рецепт? С диагнозом все всем уже понятно.

– Будем стараться вырабатывать определенный алгоритм действий. Не знаю, как получится в этом сезоне, но уже надо начинать подготовительные работы на следующий год. Условно говоря, помимо тушения пожаров, нужно создавать противопожарную систему, и тогда многих проблем можно будет избежать. Также сразу нужно обсуждать с жителями не их желания без привязки к возможностям, а реальное положение дел.

Как будет решаться проблема тех несчастных дворов, которые попали в программу благоустройства 2018 года, но работы так и не завершены?

– Создана комиссия, которая провела ревизию по всем дворам, подрядчикам направлены претензионные письма с указанием недоделок, сейчас идет согласование сроков проведения данных работ. Я пришел неделю назад и могу сказать только одно, что приложу все усилия, чтобы благоустройство в этих дворах было завершено в максимально сжатые сроки.

А как быть с теми услугами, на формирование которых муниципалитет просто не влияет? Например, вывоз мусора. Правительство Московской области утвердило тариф и единого регионального оператора, по сути, создав монополию со всеми вытекающими проблемами. Вы можете добиться хотя бы того, чтобы услуга была качественной?

– Сейчас идут постоянные встречи с представителем оператора «ЭкоЛайн-Воскресенск». Региональный оператор признал, что они не ожидали, что в Жуковском так ответственно отнесутся к раздельному сбору мусора. Поэтому сейчас будут установлены дополнительные синие контейнеры. Будем также пытаться выравнивать многие вещи, быстрых результатов не получится, но будем стараться привести к адекватному знаменателю. На местном уровне обязательно нужно контролировать работу регионального оператора, и главное, он идет на контакт. Наша главная задача выстроить с ним диалог и правильные взаимоотношения  на благо жителей города.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.