Самолет ВМ-Т «Атлант»: сделано в Жуковском — Жуковские ВЕСТИ
Логин:   Пароль:
Самолет ВМ-Т «Атлант»: сделано в Жуковском

Самолет ВМ-Т «Атлант»: сделано в Жуковском

История, как любая наука, обладает великим свойством: чем больше времени прошло с начала изучения явления, в нашем случае события, тем более глубокой и подробной становится фактология этого события.

1 марта 1983 года в небо с аэродрома ЛИИ поднялся уникальный громадный самолёт с орбитальным кораблем «Буран», закреплённым над фюзеляжем. Экипаж самолёта-транспортировщика возглавлял моряк, капитан первого ранга Анатолий Кучеренко, второй летчик Н. Генералов, штурман С. Соколов, второй штурман Н. Семухин, бортинженер Б. Айзатулин и бортрадист В. Падуков. Все они жители Жуковского, работники ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Для Анатолия Петровича Кучеренко это был уже пятый, самый сложный, вариант транспортировщика, поднятый им в небо. Надо заметить, что наибольшая заслуга в создании и орбитального корабля «Буран», и самолёта Владимир Мясищев - транспортный (ВМ-Т) «Атлант» принадлежит жуковчанам.

ЛетчАнатолКучеренко.jpg
Летчик А.Кучеренко

Начало работ по созданию «Бурана» датируется 1974 годом, когда под руководством Почётного Гражданина г. Жуковский В.М. Мясищева начались проработки возможности создания космического пилотируемого корабля, стартующего вертикально. Аэродинамическая компоновка будущего «Бурана» представляла собой «бесхвостку» с треугольным крылом. Первым итогом начатой работы стала аэродинамическая модель прошедшая экспериментальные исследования в аэродинамической трубе Т-103 ЦАГИ. Отчёт был выполнен в отделении № 8 специалистами отдела К.К. Костюка и утвержден заместителем начальника института Д.В. Халезовым 31.03.1976 года. Техническое задание на создание модели разработали специалисты сектора аэродинамики А.А. Брук, С.Г. Смирнов, В.С. Фроловский, до сих пор работающие на «фирме Мясищев». 
 Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании многоразовой космической системы датировано 17.02.1976 года, а НПО «Молния», образовано в соответствии с приказом Министерства авиапромышленности от 15.03.1976 года. Так что принципиальная схема будущего «Бурана» появилась задолго до идеи создания организации, возглавившей впоследствии всю работу по программе. Молодое НПО «Молния» получило принципиальную схему будущего орбитального корабля всего через две недели после приказа о его создании.

Мясищев.jpg
Генеральный конструктор В.Мясищев


Что же касается собственно уникального самолёта транспортировщика корабля «Буран» и блоков носителя «Энергия», то работы по его созданию начались по предложению Владимира Михайловича Мясищева, уверенного в беспредельных возможностях своего стратегического бомбардировщика 3М, созданного в 50-х годах прошлого века. Разработка и постройка модификации 3М всего в двух экземплярах позволили стране не возводить сборочный завод на космодроме Байконур, сэкономив громадные средства. Это специалисты-жуковчане на кульманах и в цехах ЭМЗ сотворили настоящее летающее чудо.
Немного осталось таких жуковчан в АО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», но они составляют теперь костяк фирмы. Перечислим ещё основных специалистов, внёсших ощутимый вклад в эту космическую тематику: А.А. Горбунов, В.А. Ширинянц, А.М. Колушев, Г.К. Маркин, Э.Я. Абраменко, А.А. Архипов, А.С. Пинаджан, В.В. Дудченко и др. Их же усилиями создана герметичная кабина «Бурана» с уникальной системой аварийного покидания, которой не было на американском «Шаттле». Проведена глубокая модернизация самолёта 3М, ставшего летательным аппаратом, обеспечившим воздушную транспортировку носителя «Энергия» из Самары и корабля «Буран» из Жуковского на космодром. Да и успешное проведение летных испытаний самолёта - аналога «Бурана», названного БТС-002, без них не обошлось. При первой рулежке между пилотами И.П. Волком и Р.А. Станкавичюсом на обычной русской табуретке размещался авиатехник Михаил Коломенский, который должен был переключить не отработанную еще систему аэродромного электропитания на бортовое. Попрание всех инструкций! И все молчали. Разговорился третий «космонавт» лишь в 21 веке. Это было тайной за семью печатями, как и то, что Коломенскому должны были заплатить полагающиеся летчику-испытателю вознаграждение, но не заплатили, несмотря на требование легендарного космонавта А.А. Леонова. 
Сегодня специалисты АО «ЭМЗ» продолжают воплощать идеи, заложенные много лет назад Генеральным конструктором. Доводится до совершенства проект самолёта М-60 с широким фюзеляжем. Продолжаются исследовательские работы по пути создания космических систем.
С начала далёких 60-х годов мясищевцы проводят глубокую модернизацию заслуженных «Илов», обеспечивая оборонный заказ. Сдали заказчику уникальную исследовательскую лабораторию Як-42 «Гидромет». Недавно высотник М-55 «Стратосфера» вернулся из Непала, где проводил изучение атмосферы планеты по международным программам.
Самолёты ВМ-Т «Атлант» сделали порядка 180 базупречных рейсов и отправили «Буран» на орбиту.

С.Г.Смирнов









Реклама

Последнее обновление: 22.06.2018, 21:24

ЦАГИ провел XVIII Международную школу-семинар «Модели и методы аэродинамики»

рубрика: В городе