Публичные слушания по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ начались с одного большого открытия: заказчики, проектировщики и администрация города оказались не в курсе не то что будущего, но и настоящего Жуковского
16 сентября в 10.30 начались публичные слушания по изменению в проект Генерального плана, на которых зарегистрировались 80 жуковчан. Все с нетерпением ждали объяснений от президиума — сотрудников администрации, представителя Главархитектуры и представителя проектировщиков главного градостроительного документа города. Заместитель главы города Леонид Тарасов перечислил нормативные акты, на основании которых вносятся изменения в Генплан, а потом передал слово докладчикам. Речь руководителя территориального управления Главархитектуры Светланы Юдиной заняла примерно пять минут, основная мысль — изменения вносятся в интересах граждан, для более комфортного проживания на территории города.
Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!»
Быстро выяснилось, какие комфортные условия для проживания подготовили для жуковчан наверху. Представитель дома 2/10 по ул. Гризодубовой, прочитав Генплан, с удивлением узнал, что под окнами дома планируется провести магистральную дорогу. Этой истории уже 8 лет, первый раз с предложением исключить магистраль под окнами жилого дома жители выступили в 2011 году, собрали 201 подпись, однако их никто не услышал: «Планируется прохождение магистральной дороги — подъезд к Жуковскому от М5 Урал. Шум составит 84,6 дБ, превышение — 24,7 дБ, – это то, что в настоящий момент указано в проекте. Хочу также передать документы с фактическими размерами от нашего дома до ул. Грищенко — 16 метров, до ул. Гризодубовой — 10,7. Потому что в Генплане указаны совершенно другие, гораздо большие размеры, видимо для того, чтобы пропихнуть проект». Жители потребовали исключить магистральную дорогу под их окнами, так как она исключает устройство санитарно-защитной зоны между линией застройки и ул. Грищенко даже в каких-то минимальных размерах.
Прозвучал и вопрос к проектировщику: «В таблицах экономических показателях, где указана численность населения, в одном месте указано, что численность населения в городском округе 108 тысяч человек, а в другом месте указано, что на 01.01.2019 — 224 тысячи человек, как такое возможно?» Это несоответствие тут же окрестили «технической ошибкой», которая всплывает каждый раз, когда чиновников ловят на некомпетентности. Жители дома по ул. Гризодубовой не отступали и выступали друг за другом: «Наш дом 2/10 на пересечении ул. Гризодубовой и ул. Грищенко, ответвление от дороги, которую провели по цаговскому лесу, проходит прямо перед нашим домом, и пытаются сделать магистраль, аналогичную ул. Гагарина, причем вплотную к нашему дому. На ул. Грищенко между дорогой и домом даже газона нормального нет, непонятно куда собираются расширять дорогу, машины будут носиться под окнами. Мы предлагаем эту дорогу либо исключить, либо перенести на ул. Садовую, по которой сейчас уже все ездят и есть возможность расширения. Восемь лет мы бьемся с этим вопросом, и нет никакой реакции, за эти годы стоило бы уже прислушаться к нашим словам». Светлана Юдина пояснила, что дорога на ул. Грищенко является объектом регионального значения, трассировка утверждена Правительством Московской области, поэтому магистраль отображается в генеральном плане только в информационных целях, так как все уже решено на региональном уровне. Ссылки на то, что улица Грищенко в сегодняшнем исполнении является дорогой местного значения, никакого впечатления на чиновницу Главархитектуры не произвело. Утверждено правительством, значит, так тому и быть, «партия сказала: «надо», комсомол ответил: «есть». Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области все спишет.
Нет времени объяснять, просто нарисуем
Примерно в таком же ключе обсуждался и вопрос о линии легкорельсового транспорта: чиновники напоминали, что проект региональный, поэтому жуковчанам его обсуждать не по рангу, просто нужно понять и принять, а жители все-таки настаивали на предоставлении информации об этом проекте в стиле Нью-Васюков. «Я живу на Горького, 6, и меня это касается в первую очередь, – рассказала Ирина Беляева, – а мне никто не может объяснить, как пройдет эта линия. Вы же помните этот случай из классики, когда царь линеечку положил, и пальчик свой обвел, вот у нас в XXI веке то же самое и происходит». Леонид Тарасов напомнил, что ЛРТ утверждено на региональном уровне, а летом 2018 года глава города Андрей Войтюк согласовал размещение линии ЛРТ в центре города при условии ее размещения в тоннеле. «Сроки проектирования и строительства не определены, – успокоила собравшихся Светлана Юдина. — Мы с вами понятия не имеем, как пройдет железная дорога». «Общаясь с администрацией города в течение нескольких лет, у меня есть полные основания не доверять словам чиновников, вера утеряна, и пока на карте будет размещена эта линия ЛРТ, мы всегда находимся под угрозой реализации данного проекта, мы вот проснемся утром, а там уже все перекопано», – резюмировала жительница улицы Горького. «Как один раз проснулись, а цаговский лес уже вырубили», – припомнил свой опыт кто-то из зала. «Нет проекта планировки ЛРТ, а он и не может быть, пока Совет депутатов не утвердит Генплан, – обратилась к собравшимся депутат Светлана Безлепкина. – Поэтому я предлагаю жителям обратиться к своим депутатам, чтобы они не утверждали проект, в котором линия ЛРТ проходит по центру города, уходит в цаговский лес и вырубают еще три гектара. Уже был прецедент, когда эту линию убрали из Вереи, потому что депутаты и жители в едином порыве выступили против данного проекта».
Как городские леса опять стали древесно-кустарниковой растительностью
Светлана Безлепкина также поведала о сюрпризе нового проекта: несмотря на то, что городские леса были все-таки признаны таковыми, в Генплане почему они опять стали обычной растительностью, перейдя из зоны Р-2 (где запрещено строительство) в зону Р-1 (где строительство допускается). Все пять городских лесов вдруг опять оказались древесно-кустарниковой растительностью. Что называется, круг замкнулся. Минут на десять проектировщик «завис», и никак не мог понять вопрос, зачем поменяли зону Р-2 на зону Р-1. Диалог в стиле, «зачем Володька сбрил усы» продолжался еще минут пять, а потом проектировщик выдал откровение: «Территория общего пользования (Р-1) — это не городские леса, по данным Лесного комитета Московской области, в Жуковском нет лесов». При этом Светлана Безлепкина показала документ, по которому 5 городских лесов в Жуковском стоят на учете в государственном лесном реестре. Однако чиновникам не впервой называть реликтовый лес древесно-кустарниковой растительностью при определенных обстоятельствах.
Генплан под «планом», или Человеческий фактор как диагноз
В текстовых документах по проекту генплана на нескольких страницах говорится о городском округе Балашиха, иногда Жуковский становится сельским поселением. Проектировщик все объяснил «человеческим фактором». Однако Мария Алексеева своими вопросами наглядно показала, что фактические ошибки в проекте – не просто человеческий фактор, а настоящий диагноз. Например, в генплане г.о. Жуковский указана автомобильная дорога регионального значения Перхурово-Лютарецкая, которая фактически находится в Чехове, а в списке дорог регионального значения ее вообще нет. Более того, она еще и подлежит реконструкции.
Также в текстовой части генплана указано: «В настоящее время существуют 140 объектов для хранения индивидуальных легковых автомобилей, гаражей-стоянок. Общая их вместимость составляет 13 447 машиномест». В таблице представлен перечень этих гаражей и автостоянок. За номером 109 указано, что по адресу ул. Пушкина с площадью 15 490 кв. метров расположена автостоянка ЗАО «Звездный». Где конкретно на улице Пушкина расположена автостоянка ЗАО «Звездный» такой площади так и осталось неизвестным. Светлана Юдина рассказала, что эта стоянка указана в проекте планировки территории, однако объяснить определение «в настоящее время» так и не смогла, как и то, в курсе ли ЗАО «Звездный», что у них уже и стоянка обустроена.
В анализе существующего положения технико-экономических показателей указано, что больничных стационаров в городском округе Жуковский всего пять. Кроме ЦКБ никто так и не смог назвать еще четыре больницы. «Брюки превращаются в элегантные шорты», – решил заполнить мхатовскую паузу президиума, обдумывающего ответ, один из жителей.
В существующем положении отмечены памятники истории и культуры. Интересен пункт «выявленные памятники истории и культуры», там указана цифра 21. Мария Алексеева попросила назвать хотя бы два «выявленных» памятника, также любопытно, как именно и кто их выявил. Обещали «выявить».
Также, согласно генплану, городской парк является сегодня муниципальным унитарным предприятием МУП «Лесопарк». Все было бы прекрасно, если бы такая организация существовала в Жуковском, но, увы и ах – такого учреждения в городском округе Жуковский нет.
В конечном итоге, рассматривать и обсуждать выдержки надерганных в хаотическом порядке неверных данных устали все присутствующие, и выступающие просто обсуждали квалификацию «троечников», потребовав представить на обсуждение более адекватный документ. Потому что обсуждать сельское поселение Жуковский, временами трансформирующееся в г.о. Балашиха, с лесами, которые как бы есть, но в форме древесно-кустарниковой растительности, с больницами-фантомами и известной только проектировщикам стоянкой на ул. Пушкина, а также непонятно кем выявленными памятниками истории и культуры, в здравом уме и трезвой памяти довольно затруднительно.