Команда из России выиграла 4 “золота” на международной олимпиаде по физике

972

Седьмой год подряд российская команда на олимпиаде по физике добивается одного и того же результата: четыре «золотых» и одна «серебряная» медали

В этом году 50-я Международная физическая олимпиада для школьников проводилась в Тель-Авиве, куда из-за сложных отношений с государством Израиль не приехали команды десяти стран ближневосточного региона, но этого все ожидали. В Тель-Авив приехали 384 школьника из 78 стран. В команде России победителями стали: Григорий Бобков, Алексей Шишкин и Владимир Малиновский из московской школы № 1589 и Андрей Панферов из школы-интерната имени А. Н. Колмогорова МГУ имени М. В. Ломоносова, а серебряным призером — Елисей Судаков из Вологодского многопрофильного лицея.

«Это очень хороший результат, – считает многолетний тренер сборной России по физике Михаил Осин, кандидат физико-математических наук, доцент ФАЛТ МФТИ, – потому что 5 «золотых» только у Китая, и неожиданно в этом году Южная Корея получила 5 «золотых». Российская команда третья, но наше «золото» весомое – Гриша Бобков (Черноголовка) в индивидуальном зачете стал третьим в мире, в прошлом году он был вторым. Серебро получил Елисей Судаков из Вологды». Вернувшись в Жуковский, Михаил Осин поделился впечатлениями.

Задачи были очень тяжелые, я готов поспорить, что если взять любую, то ни один студент первых трех курсов вузов их не решит, разве что на физтехе, кто участвовал в олимпиадах. Задачи убойные, но дети умудряются как-то с ними справиться и получить золотые медали. В гостинице был огромный зал, где мы переводили условия заданий, и не нужно было никуда ездить, как было год назад в Португалии, что очень экономило время. Задания всем выдавали на английском языке, а мы для своих ребят переводили на русский, доступными словами так, чтобы все термины были понятны нашим школьникам. Иначе мальчик может не понять, чего от него требуется. Задания очень длинные, так две задачи экспериментального задания имели в сумме текст условия на 26 страницах (!), а на теоретические задачи условия покороче — 10-12 страниц. Мы начинали работать в 9 утра и заканчивали перевод в 3-4 часа ночи.

Организация олимпиады за все 12 лет, сколько я ими занимаюсь, была самой лучшей. Кроме того, у них очень высокий уровень ответственности, они продумывали все мелочи. Например, нас встретили почти у трапа самолета (непонятно, как они проникли в эту зону) и провели через специальный коридор для «высоких» гостей, минуя общую очередь. Так же было и при отъезде, а аэропорт «Бен Гурион» в Тель-Авиве известен тем, что там очень тщательно и долго проверяют, расспрашивают, а нас, ничего не спрашивая, через отдельный коридор провели сразу к самолету. Ни разу у нас такого не было, а в Мексике у ребенка нашли циркуль и целый час выясняли, зачем он ему. Так что такие продуманные мелочи вызывают уважение к организаторам. И дети, и мы жили в 5-звездочных гостиницах. Наш отель был у Красного моря, и море, и бассейн рядом — условия просто шикарные. Дети жили отдельно, и пока подводились итоги, их возили к Мертвому морю и на Голандские высоты, а нас – на Голгофу и к Стене плача.

Обычно на время олимпиады у участников отбирают телефоны и отдают за два дня до отъезда, когда объявлены результаты. Мобильники у меня, и связь с родителями поддерживаю я. Но когда прошли награждения и банкет, и телефоны у ребят на руках, то большинство почему-то родителям не звонят. И это повторяется из года в год. Я прошу каждого позвонить домой, мне обещают, но не звонят. Теперь я поступаю так: на завершающем банкете, когда все сидят за столиками, я подхожу к каждому, отвожу его в сторону, набираю на своем телефоне номер его мамы и говорю мальчику: «На, разговаривай». Я их понимаю, они еще во многом дети. Например, случай в Риге, где была европейская олимпиада, завершившаяся успешно. Ребят наградили, на завершающимся банкете вкусно накормили, и мы выходим на улицу, где ребята мне говорят: «Мы пойдем в «Макдоналдс». По интернету они нашли ближайший и мне, конечно, пришлось их сопровождать.

Ребята перезнакомились со всеми, но глобальной проблемой для наших школьников остается плохое знание английского, потому их общение со сверстниками сводится к элементарному. И так каждый год. Кроме нас так же плохо говорят китайцы, а у европейских ребят проблем с общением нет.

Если посмотреть на список победителей олимпиады в личном зачете, то первые два месте занимают китайцы, затем Бобков, а потом еще десять человек из Китая, Гонконга, Тайваня. Обычно родители мальчиков из сборной никакого отношения к физике не имеют, это не то, что у артистов, музыкантов, а у Гриши Бобкова первый случай, когда оба родителя — физики. Они работают в Черноголовке, где семь академических НИИ, и Гриша намерен после физтеха работать там же. Осенью я привезу в Жуковский несколько ребят из команды, чтобы провести для жуковских школьников мастер-классы на тему, как решать задачи. Дело в том, что у них какой-то свой взгляд, не то, что у меня. Какой-то детский подход, который я не чувствую, не могу объяснить. А наши дети получат возможность поговорить с призерами чемпионата мира.

В завершении отмечу, что раньше, когда мы были в министерстве образования, были огромные сложности с финансированием подготовки сборной команды и поездок на олимпиады. Нужно было выпрашивать, ждать, иногда тратить свои, а потом полгода ждать, чтобы отдали. А после 2014 г. когда подготовкой и выступлениями сборной стало заниматься министерство просвещения, где нам оказались рады, проблемы финансирования исчезли. Мы спокойно занимаемся подготовкой и выступлениями на олимпиадах.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.