Лауреаты Сталинской премии, работавшие в ЦАГИ
За 14 лет существования Сталинской премии ею были удостоены многие выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства. Среди награжденных есть и сотрудники Центрального аэрогидродинамического института. Эти люди получили высокую премию за выдающийся вклад в развитие не только авиации, но и точных наук. Так, лауреат Сталинской премии 1947 года Лев Михайлович Левин, был удостоен премии за труды, имевшие большое значение для улучшения баллистики снарядов «Катюши», а затем занимался исследованиями в области геофизики. В связи с тем, что биографии многих лауреатов, удостоенных и других высоких наград, уже были опубликованы, полные биографические сведения будут приводиться только для тех ученых, о которых не упоминалось в рубрике. Ученые, чьи биографии уже публиковались, также приводятся в списке награжденных, но информация касается только непосредственно самой премии и научных трудов, за которые и вручена награда.
Евгений Павлович Гроссман
(1910-1953)
В 1932 г. окончил аэромеханический факультет Казанского уничерситета. За 43 года своей короткой жизни Е. Гроссман, работавший в экспериментальном отделе ЦАГИ, стал автором ряда исследований по автоколебаниям самолетных конструкций, дивергенции крыла, реверсу и эффективности элеронов. В 1945-1949 гг. Евгений Павлович был начальником аспирантуры Института. В 1942 году ученый совместно с М.В. Келдышем стал лауреатом Сталинской премии второй степени в области технических наук за научные работы по предупреждению разрушений самолетов: «Расчет самолета на флаттер», опубликованную в конце 1940 года; «Колебания крыла с упруго прикрепленным мотором» и «Изгибно-элеронный флаттер».
Адрес в городе, связанный с ученым: Чкалова, д. 21 (1940-е -1950-е гг.).
Алексей Антонович Ильюшин
(1911-1998)
Член-корреспондент Академии наук
СССР, видный ученый-механик Алексей Антонович Ильюшин в 1930-1940-е гг. был сотрудником ЦАГИ. В 1948 году он стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научные исследования в области теории пластичности.
Юрий Львович Карпов
(1912-1998)
Родился в семье ученых — известного химика Льва Яковлевича и историка, ставшей в советское время директором Исторического музея, Анны Самуиловны Карповых. Окончил МАИ. Еще в период учебы в институте начал работать в ЦАГИ. После защиты кандидатской диссертации преподавал в МАИ. Ученый стал одним из создателей методов моделирования быстропротекающих аэродинамических процессов на уникальных испытательных стендах и стоял у истоков специализированного полигона «Фаустово» в районе поселка Белоозерский. В 1951 году стал лауреатом Сталинской премии за исследования в области техники. Умер Юрий Львович Карпов в 1998 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вячеслав Александрович Кузнецов
(1902- 1984)
Ученый работал в ЦАГИ с 1921 года. Защитил в 1929 году дипломный проект на вечернем отделении Московского высшего технического училища по теме «Пассажирский самолет на 2 человека с мотором воздушного охлаждения». В течение девяти лет (1930-1939 гг.) Вячеслав Александрович руководил отделом Института по проектированию экспериментальных автожиров. С 1939 по 1941 г. ученый руководил конструкторским отделом вертолетного завода. В 1941 году стал работать в только что организованном институте летных испытаний (ЛИИ). Вскоре ученый вновь вернулся в ЦАГИ, где проводил исследования скоростных самолетов с реактивными двигателями. В 1950 году Вячеслав Александрович стал заместителем главного конструктора вертолетного ОКБ Михаила Леонтьевича Миля. Среди его работ на этом посту — участие в создание вертолетов Ми-8 и Ми-24. В 1951 году Вячеслав Александрович Кузнецов стал лауреатом Сталинской премии третьей степени за труды в области самолетостроения. Помимо научной деятельности занимался и преподаванием в МАИ и Высшей военно-инженерной академии им. Н.Е. Жуковского.
Лев Михайлович Левин
(1916-1984)
Уроженец Витебска, в 1938 году окончил физический факультет МГУ. После защиты кандидатской диссертации, с 1940 года работал в ЦАГИ. Здесь он был заместителем начальника и начальником отдела вооружения лаборатории № 2. В годы Великой Отечественной войны Лев Михайлович осуществил важные исследования в области внешней баллистики реактивных снарядов, позволивших увеличить эффективность гвардейских реактивных минометов «Катюша». За эти труды, имевшие очень большое значение для военной науки, ученый в 1944 году был награжден орденом Красной Звезды. В 1947 году вместе с Феликсом Рувимовичем Гантмахером, Лев Михайлович Левин стал лауреатом Сталинской премии за научные исследования в области внешней баллистики. В 1949 году перешел работать в Геофизический институт Академии наук СССР и в Институт прикладной геофизики. В течение 10 лет (1951-1961 гг.) ученый занимался исследованиями в Кабардино-Балкарском отделении Института прикладной геофизики. В 1961 году стал работать в филиале Института экспериментальной метеорологии в городе Обнинске, где в 1963 году возглавил отдел аэрозольных исследований. В 1969 году ученый стал старшим научным сотрудников отдела физики облаков и активных воздействий Института прикладной геофизики. Умер Лев Михайлович Левин 28 ноября 1984 года. Похоронен на Востряковском кладбище.
Лев Герасимович Лойцянский
(1900-1991)
Родился в Санкт-Петербурге, где в 1917 году окончил частную еврейскую гимназию. Некоторое время учился в военно-морском инженерном училище в Кронштадте и в Петроградском университете. В 1918 году переехал в Симферополь и стал студентом Таврического университета. Вскоре его призвали в Белую армию, но по состоянию здоровья он был демобилизован. После окончания в 1921 году Таврического университета, Лев Герасимович остался в нем преподавателем. Весной 1922 года вернулся в Петроград и стал студентом физико-математического факультета Политехнического института. В 1930-е гг. стал одним из организаторов кафедры гидроаэродинамики в Политехническом институте. С 1935 г. стал научным консультантом ЦАГИ. После начала Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казань, где работал в филиале ЦАГИ. После возвращения из эвакуации в 1942-1945 гг. возглавлял расчетный отдел аэродинамической лаборатории Института. В 1945 году вернулся в Ленинград и вновь стал сотрудником Политехнического института. В 1946 году Лев Герасимович был удостоен Сталинской премии второй степени за научные исследования в области аэродинамики самолета при больших скоростях полета. Ученый был членом первоначального состава Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике. Умер Лев Герасимович Лойцянский 3 ноября 1991 года. Похоронен на Комаровском кладбище в пригороде Санкт-Петербурга.
Александр Иванович Макаревский
(1904-1979)
Академик, Герой Социалистического труда, начальник ЦАГИ в 1950-1960 гг., Александр Иванович Макаревский в 1943 году совместно с группой ученых из ЦАГИ,
ЦИАМ и ЛИИ стал лауреатом Сталинской премии второй степени за титанический научный труд «Руководство для конструкторов».
Адрес в городе, связанный с ученым: Чкалова, д. 21 (1940-е гг.)
Гурген Мкртичевич Мусинянц
(1895-1967)
Уроженец Еревана, в 1913 году поступил в Императорское Московское высшее техническое училище. Являясь учеником
Н.Е. Жуковского, стал одним из первых сотрудников Центрального аэрогидродинамического института. За годы работы в Институте руководил рядом подразделений и внес значительный вклад в создание специальных приборов для аэродинамических исследований. В 1930-е гг. Гурген Мкртичевич стал одним из создателей Большого ЦАГИ вблизи платформы Отдых. Находясь в годы Великой Отечественной войны в эвакуации в Новосибирске, принял участие в организации филиала ЦАГИ. В 1946 году стал лауреатом Сталинской премии второй степени за создание новых приборов для аэродинамических испытаний самолетов. Умер Гурген Мкртичевич Мусинянц 2 мая 1967 года. Похоронен на Донском кладбище столицы.
Александр Иванович Некрасов
(1883-1957)
Известный ученый в области гидромеханики, академик, член коллегии ЦАГИ, Александр Иванович Некрасов был удостоен Сталинской премии второй степени за 1951 год (присуждена в 1952 году) за научный труд «Точная теория волн установившегося вида на поверхности тяжелой жидкости».