Испытатели ЛИИ, рожденные в начале апреля

675

Юбилеи Василия Никандровича Ильина и Виктора Ивановича Букреева

Сегодняшними героями рубрики «Лица города» стали два летчика-испытателя Летно-исследовательского института, чьи юбилейные даты пришлись на начало апреля. 4 апреля исполнится 110 лет со дня рождения Василия Никандровича Ильина. До Великой Отечественной войны он был летчиком-инструктором. В годы войны Василий Никандрович служил в авиационном полку связи Гражданского воздушного флота и был удостоен орденов и медалей за блестящее выполнение возложенных на него задач. Затем была работа в авиации Министерства рыбной промышленности. В 1950 году летчик стал испытателем Летно-исследовательского института, потом испытывал самолете в НИИ самолетного оборудования, а затем вновь работал в ЛИИ.

Другой герой сегодняшнего выпуска — летчик-испытатель Виктор Иванович Букреев. 5 апреля ему могло бы исполниться 75 лет, но он навечно остался 28-летним. Жизнь перспективного испытателя, которого рассматривали в качестве кандидата в отряд летчиков-испытателей ЛИИ для полета на космическом челноке «Буран», трагически оборвалась в результате авиационной аварии на аэродроме. Светлой памяти испытателей и посвящен данный материал.

110 лет со дня рождения
Василий Никандрович Ильин
(1914-1980)

Родился 4 апреля (22 марта по старому стилю) 1914 года в селе Ядрово Нижегородской губернии (ныне населенный пункт в составе Краснобаковского района Нижегородской области). С шестилетнего возраста жил в Хакасии. Трудовую деятельность начинал с работы чернорабочего на железной дороге и столяра на лесозаводе. В 1933 году окончил Новосибирскую летную школу Осоавиахима. В течение двух лет (1933-1935 гг.) был летчиком-инструктором Николаевской школы морских летчиков Осоавиахима. В 1935-1941 гг. Василий Никандрович работал в санитарной авиации и летчиком аэрофотосъемки. После начала Великой Отечественной войны принимал участие в боях против немецко-фашистских захватчиков. С июля 1941 года и до конца войны Василий Ильин являлся командиром корабля 11 авиационного полка 3-й отдельной авиационной дивизии связи гражданского воздушного флота (ГВФ).

В ноябре 1941 года капитан Василий Никандрович Ильин за успешное выполнение боевых заданий был награжден орденом Красной Звезды. В 1942 году командование Ленинградского фронта наградило летчика орденом Красного Знамени. В 1945 году Василий Никандрович был награжден двумя орденами Отечественной войны I степени.
После окончания войны обучался в Бакинском летном центре ГВФ, который окончил в 1946 году. В течение четырех лет (1946-1950 гг.) работал летчиком авиаотряда Министерства рыбной промышленности СССР.

В 1950 году пришел на испытательную работу в Летно-исследовательский институт. Одновременно с испытаниями летчик был и летчиком-инструктором Школы летчиков-испытателей. В 1953 году перешел на работу в Научно-исследовательский институт самолетного оборудования, где в течение семи лет проводил испытания различного самолетного оборудования. В 1960 году вновь пришел на испытательную работу в Летно-исследовательский институт. За четыре года осуществил испытания опытных двигателей на самолетах-летающих лабораториях Ту-4ЛЛ, Ту-16ЛЛ, самолете Ту-110 и самолетного оборудования на самолетах Ан-12, Ил-18. Также летчик участвовал в ряде испытательных работ по тематике Института. После ухода с испытательной работы до 1970 года работал механиком по наземному оборудованию в Летно-исследовательском институте.
Умер Василий Никандрович Ильин 2 декабря 1980 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Маяковского, дом 13.

75 лет со дня рождения
Виктор Иванович Букреев
(1949-1977)

Родился 5 апреля 1949 года в городе Каменск-Уральский Свердловской области. Трудовую деятельность начинал с работы электрослесаря на заводе. После призыва в ряды вооруженных сил в 1968 году был направлен на обучение в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1972 году. До выхода в запас в 1974 году служил в строевых частях военно-воздушных сил. После окончания в 1976 году Школы летчиков-испытателей стал летчиком-испытателем Летно-исследовательского института. Менее чем за год работы в Институте Виктор Букреев осуществил несколько испытательных работ на истребителях. Молодой испытатель рассматривался в качестве кандидата в группу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института по программе 11ФЗ5 (программа испытателей для космического челнока «Буран»). Но этим планам не суждено было исполниться. 17 мая 1977 года при взлете учебного перехватчика МиГ-25ПУ на взлетно-посадочной полосе аэродрома ЛИИ при разбеге у самолета сложилась носовая стойка шасси. В результате сильного трения о покрытие взлетно-посадочной полосы возникло возгорание. Сидевший в первой кабине Виктор Букреев получил сильнейшие ожоги, от которых скончался 22 мая 1977 года. Командир корабля Эдуард Аркадьевич Лебединский по чистой случайности остался жив и невредим.
Похоронен Виктор Иванович Букреев на Быковском мемориальном кладбище.

При подготовке статьи использованы материалы сайта testpilot.ru и сайта историка космонавтики Евгения Румянцева «Космический мемориал».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.