Госдума утвердила законы об освобождении от уголовного наказания лиц, заключивших контракт с Минобороны РФ в период мобилизации, военного положения или военного времени. Воспользоваться альтернативой не смогут, в частности, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, конституционного строя и безопасности государства, террористы. Пакет новелл, разработанных “отцами” конституционной реформы Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом в соавторстве с главой комитета ГД по обороне Андреем Картаполовым, палата приняла сразу в двух чтениях 19 марта.
Теперь контракт с Минобороны смогут заключать не только осужденные вне зависимости от тяжести содеянного, но и те, кто находится под арестом на время следствия или суда по преступлениям средней и легкой тяжести.
В момент подписания контракта дела подозреваемых приостановят, а реальный тюремный срок для осужденных заменят на условный. Полное освобождение от ответственности и погашение судимости гарантировано контрактникам, получившим награды или уволенным со службы по состоянию здоровья, из-за достижения предельного возраста для военных, в связи с отменой военного положения и окончанием периода мобилизации.
Если после начала службы по контракту гражданин вновь совершит преступление, суд назначит ему наказание с учетом ранее вынесенных приговоров. Кроме того, отправка в армию не снимает обязанность возместить ущерб потерпевшим.
Ко второму чтению законопроектов парламентарии расширили число составов преступлений, препятствующих заключению контрактов с Минобороны с 30 до 50 для осуждённых и с 10 до 42 для подследственных. В основном за счёт статей о посягательствах на общественную и госбезопасность.
В частности, не станут подписывать контракты с осуждёнными:
- за госизмену и шпионаж,
- разработку и продажу оружия массового поражения,
- незаконное проникновение на охраняемый объект,
- нелегальный экспорт товаров, вооружения и военной техники,
- незаконное обращение с ядерными отходами,
- контрабанду наличных денежных средств,
- неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру,
- нарушение требований безопасности объектов топливно-энергетического комплекса,
- публичные призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации,
- терроризм и организацию вооруженных формирований.
Депутаты от КПРФ и “Новых людей” также предлагали добавить в перечень оснований, препятствующих службе по контракту в российских Вооруженных силах, целиком статью 131 УК РФ (изнасилование), 132 (насильственные действия сексуального характера), 134 (половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста), 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).
Однако комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал их поправки отклонить. А его глава, единоросс Павел Крашенинников заверил, что Минобороны не будет заключать контракты со всеми подряд, а только с лицами, отвечающими определённым критериям: возраст, состояние здоровья, наличие военно-учетной специальности.
“Мы считаем, что не нужно увеличивать количество статей и, соответственно, уменьшать количество лиц, которые могут быть призваны”, – поделился мнением он.
Следить за поведением осужденных и подследственных контрактников обяжут командование воинских частей. Порядок его работы с правоохранителями по вопросам прекращения уголовного преследования и приостановления предварительного расследования совместно определят Минобороны, Следственный комитет и Генпрокуратура.