Летчик-инструктор, ставший испытателем. 100 лет со дня рождения Николая Иосифовича Горяйнова

807

Героем сегодняшнего выпуска рубрики «Лица города» стал Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Николай Иосифович Горяйнов. 14 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения этого выдающегося испытателя. Николай Иосифович в течение восьми лет был летчиком-инструктором, а затем большую часть своей жизни посвятил работе летчика-испытателя в Летно-исследовательском институте, ОКБ В.М. Мясищева, в ОКБ А.Н. Туполева. Именно Николай Иосифович первым в стране осуществил конусную заправку на самолете. А еще летчик стал автором двух мировых авиационных рекордов и испытал целый ряд самых разнообразных самолетов. Светлой памяти яркого представителя ушедшего поколения романтиков неба и посвящается данный очерк.

Николай Иосифович Горяйнов родился 14 февраля 1924 года в селе (ныне – поселок) Зарайского уезда Рязанской губернии (с 1929 года населенный пункт в составе Луховицкого района Московской области). В 1941 году окончил Касимовский аэроклуб. В апреле 1941 года, приписав себе один год к дате рождения, был призван в ряды вооруженных сил. В 1943 году Николай Горяйнов окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков. В течение четырех лет (1943-1947 гг.) был летчиком-инструктором Батайского военного авиационного училища летчиков. После окончания в 1947 году Высшей офицерской авиационно-инструкторской школы в Грозном до 1951 года был в ней летчиком-инструктором. В 1953 году окончил знаменитую Школу летчиков-испытателей.  В течение двух лет Николай Иосифович работал летчиком-испытателем Летно-исследовательского института, где осуществил ряд испытательных работ на истребителе МиГ-15.  Пять лет своей жизни (1955-1960 гг.) летчик посвятил испытаниям в ОКБ В.М. Мясищева. За это время Николай Горяйнов поднял в небо и испытал такие самолеты ОКБ как ЗМ, ЗМЕ, М-50. В 1956 году первым в СССР успешно выполнил и провел испытания конусной заправки на самолете М-4. В своем сборнике «Живут в моей памяти», выпущенном издательством «ВегаПринт» в 2014 году,  ведущий инженер-испытатель ЛИИ Виктор Семенович Елкин так вспоминает о проведенной Николаем Иосифовичем конусной заправке: « Н.И. Горяйнов внес решающий  вклад в освоение дозаправки трансконтинентального бомбардировщика Мясищева и научил летать сверхзвуковой ракетоносец М-50. Незаурядный талант летчика-испытателя проявился на летных испытаниях дозаправки самолетов Мясищева и сверхзвукового ракетоносца М-50.

Мясищев решил поручить продолжение летных испытаний на контактирование летчику-испытателю Н.И. Горяйнову. Николай Иосифович был переведен в ОКБ из ЛИИ. Работая в Летно-исследовательском институте после окончания школы летчиков-испытателей, он успешно осваивал пилотирование бомбардировщиков. Его однокашники по школе летчиков-испытателей В. П. Васин, А.А. Щербаков и В.С. Ильюшин говорили, что Горяйнов первым из летчиков-испытателей второго набора ШЛИ вылетел на бомбардировщике Ту-16. У Горяйнова соединение с конусом заправщика получалось, он успешно применил и реализовал свою технологию контактирования. Прошло время. Однажды начальник отдела дозаправки ЛИИ В.Я. Молочаев, получив сообщение от диспетчера полетов, сообщил нам, что в определенное время над аэродромом ЛИИ будет пролетать Горяйнов и выполнять контактирование с самолетом-заправщиком. Я вместе с В.Я. Молочаевым, И.И.  Шелестом, Е.Т.Березкиным и В.Д. Курбесовым вышел на улицу. Стояла хорошая летная погода со стопроцентной горизонтальной и вертикальной видимостью. Видим: к аэродрому приближаются два самолета, летящие курсом на Москва-реку. Когда самолеты подлетели на достаточно близкое расстояние, было видно, что это самолеты Мясищева. Они шли строем «бутерброд» – один летел чуть сзади и ниже другого. За ними летел заправляемый самолет. Его вел летчик-испытатель Н. Горяйнов. Видим, как заправляемый самолет подходит к самолету-танкеру и входит в контакт с его конусом. Потом заправляемый самолет отсоединяется от конуса, отходит, и не теряя времени, опять соединяется с конусом заправщика. В этот день летчик-испытатель Горяйнов выполнил подряд до десяти контактирований и расцепок. Так, при освоении контактирования и дозаправки топливом в полете тяжелых самолетов-бомбардировщиков Мясищева на небосклоне летных испытаний зажглась звезда летчика-испытателя Николая Горяйнова. По методике Н. Горяйнова стали успешно контактироваться и дозаправляться топливом в полете на самолетах Мясищева все летчики строевых частей Дальней авиации Советского Союза. Самолеты Мясищева стали регулярно, днем и ночью (во время ночных полетов для ориентировки конусы подсвечивались), совершать длительные полеты, по несколько раз пополняя в воздухе запасы керосина. И дозаправка в воздухе стала привычным делом для летчиков Дальней авиации Советского Союза, привычным для тяжелых бомбардировщиков, ракетоносцев».

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, Николаю Иосифовичу Горяйнову было присвоено звание Героя Советского Союза.  В 1959 году испытатель на самолете ЗМ установил 2 мировых авиационных рекорда грузоподъемности.

После ликвидации в 1960 году ОКБ В.М. Мясищева, в течение года работал летчиком-испытателем в созданном на базе ОКБ филиале №1 ОКБ-52 В.Н. Челомея.

В течение 10 лет Николай Иосифович Горяйнов был летчиком-испытателем ОКБ А.Н.Туполева. В 1969 году поднял в небо головной пассажирский авиалайнер Ту-154 на Куйбышевском авиационном заводе. Летчик принимал участие в испытаниях самолетов Ту-22, Ту-134, Ту-154 и других. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1967 года Николаю Иосифовичу Горяйнову было присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

Умер Николай Иосифович Горяйнов 23 сентября 1976 года. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище. В 2011 году на фасаде дома №6 по улице Ломоносова, где в 1956-1976 гг. жил испытатель, была установлена мемориальная доска. Не забыт Николай Иосифович и в родном поселке Белоомут, где его земляками установлен памятник.

При подготовке статьи использованы книга известного историка авиации Андрея Симонова «Заслуженные испытатели СССР» и сборник воспоминаний ведущего инженера-испытателя ЛИИ Виктора Семеновича Елкина «Живут в моей памяти».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Журналист, краевед. Ведущий рубрики "Лица города", "Жукдвор", автор книги "Прогулки по городу"