17 января Доме ученых ЦАГИ прошло традиционное торжественное награждение лауреатов конкурса им. профессора Н.Е. Жуковского.
Конкурс им. Н.Е. Жуковского был учрежден 3 декабря 1920 г. постановлением Совета народных комиссаров «В ознаменовании 50-летия научной деятельности профессора Н.Е. Жуковского». Конкурс стал одним из значимых научных состязаний в области исследований теории авиации, в том числе аэродинамики, гидродинамики, теории горения, теории прочности самолетов и авиационных двигателей. Согласно регламенту, конкурс проводится по двум номинациям: «За лучшие работы по теории авиации (аэродинамика, гидродинамика, теория горения, теории прочности самолетов и моторов)» и «За выдающиеся учебные пособия по авиационным дисциплинам».
Председатель жюри, научный руководитель ЦАГИ, вице-президент РАН, академик Сергей Чернышев рассказал: «Обычно приходят несколько десятков заявок, жюри конкурса очень компетентное, в его составе 15 академиков РАН, которые так или иначе имеют отношение к авиации. Обсуждение проходит в жарких спорах, но в завершении все испытывают удовлетворение от правильно найденного решения».
Премию первой степени получил коллектив ученых АО «ЦНИИСМ» в составе В.В. Васильева, А.Ф. Разина, А.В. Азарова за монографию. «Композитные сетчатые конструкции — проектирование, расчет и изготовление». Золотой настольной медали им. профессора Н,Е, Жуковского удостоен Заместитель главного конструктора АО «ЦНИИСМ», акдемик РАН, д.т.н., профессор Валерий Васильев.
Премию второй степени жюри присудило авторскому коллективу ФАУ «ЦАГИ»: В.Д. Вермелю, В.И. Маврицкому, А.В. Шустову, В.Г. Кажану. Учеными представлена на конкурс монография «Системные исследования и концептуальное проектирование авиационной и авиационно-космической техники». Серебряной настольной медали им. профессора Н.Е. Жуковского удостоен начальник научно-технического центра ФАУ «ЦАГИ», д.т.н. Владимир Вермель.
Выдающимся учебным пособием по авиационным дисциплинам признано «Семинары по прикладной газовой динамике», авторы: В.В. Власенко, Е.В. Карпов, С.В. Бахнэ (МФТИ).
После награждения ЖВ побеседовали с Валерией Васильевым награжденным «Золотой настольной медалью им. профессора Н.Е. Жуковского».
Валерий Витальевич, на презентации вы сказали, что внедрение композитных сетчатых конструкций в авиации происходит очень медленно. Скажите, почему и какова перспектива?
Понимаете, все новое встречает естественное сопротивление. Если в ракетах, понятно, никто не летает, и аварии, конечно, неприятны, то катастрофа самолета связана с очень нехорошими последствиями. Поэтому, выпускающий такую конструкцию берет ответственность на себя, пока таких желающих немного. Но мы продвигаемся, когда-то все самолеты были деревянными, потом стали металлическими, теперь композиты в них находят свое применение. Но этот материал очень своеобразный, и если вместо металлической конструкции просто сделать композитную, то этот путь абсолютно порочный.
Когда вы начали пробовать «зайти» в авиацию?
При советской власти в 80-м году началась государственная программа по промышленной технологии композитных сетчатых конструкций. В нашем институте к 1984 г. мы заложили основу сетчатых композитных конструкций, потом пришла пора внедрения, прежде всего в наши стратегические ракеты, что было успешно сделано, Потом – в космические коммерческие носители, в частности в «Протон». Дальше – в другие области космической отрасли, сейчас все наши спутники делаются такими. За рубежом нет ни одной такой констукции, они только мечтают о них и пытаются что-то сделать. В Китае, Индии, Японии много лабораторных исследований, но реальных конструкций нет, то есть, за рубежом с конструкциями такого вида ничего не летает, причем уже давно, примерно 20 лет.
Следующий наш шаг был, конечно, туда, где вес является главным параметром – в авиацию. ЦАГИ помогает нам в освоении, но это тоже НИИ, а нам нужен еще партнер в промышленности, который выпускает самолеты. Мы продвигаемся медленно, но верно.