Дело ученых

7611
Наталья Знаменская

Кандидат технических наук, начальник отдела ЦАГИ Анатолий Губанов стал вторым жуковчанином, осужденным по статье о госизмене

 27 октября московский суд приговорил ученого ЦАГИ к 12 годам колонии строгого режима. Процесс проходил в закрытом режиме ввиду секретности материалов уголовного дела, соответственно никаких точных данных о его содержании в открытых источниках информации нет и не будет.

Тем не менее многие СМИ (Коммерсантъ, Бизнес ФМ и другие) сообщили, что прокурор запросила для Губанова 13 лет колонии, дав суду возможность для снисходительности на один год.

Истории вопроса уже больше двух лет, за это время она не обросла существенными подробностями для публичного пространства: двух цаговских ученых обвинили в разглашении гостайны в процессе их участия в международном проекте высокоскоростного гражданского самолета на водородном топливе. В проекте помимо России участвовали Нидерланды , Германия, Италия, Бельгия, Великобритания. В рамках проекта ЦАГИ предоставлял соответствующие отчеты. По версии следствия, Анатолий Губанов передал одному из европейских коллег отчеты с материалами, содержащими гостайну. Это же «преступление» вменили и доктору технических наук, профессору МФТИ Валерию Голубкину, которого арестовали спустя четыре месяца после ареста Губанова. В июле 2023 Голубкина приговорили к 12 годам колонии строгого режима. Спустя три месяца аналогичный приговор получил Анатолий Губанов. И все это несмотря на то, что оба ученых ссылались на мнение трех компетентных комиссий, давших разрешение на передачу материалов отчета для международного проекта. То есть, специальные комиссии не обнаружили в этих материалах признаков гостайны, о чем написали многие федеральные СМИ, в том числе газета« Коммерсантъ».

Адвокат Анатолия Губанова Ольга Динзе после суда сообщила прессе о намерении подавать апелляционную жалобу. Однако шансов на изменение приговора определенно мало: в сентябре московский апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляции Валерию Голубкину, оставив приговор с 12-летним сроком без изменений.

Между тем, стоит отметить, что несмотря на идентичность предъявленных обвинений в делах обоих ученых есть одна существенная разница. Она касается линии защиты самих ученых. Как сообщила «Бизнес ФМ» адвокат Анатолия Губанова, ее подзащитный полностью признал вину. То есть был вправе рассчитывать, что суд учтет это при вынесении приговора. Как акт сотрудничества со следствием. Однако, учел ли (и в какой степени) суд данное обстоятельство, пока неизвестно. «Сегодня суд огласил только вводную и резолютивную часть приговора, описательно-мотивировочную часть мы не видели», – сообщила Ольга Динзе.

Валерий Голубкин напротив, категорически не признал вину. И как заявила его адвокат Мария Эйсмонт, обвинение в госизмене для ее подзащитного глубоко оскорбительно.

В итоге оба ученых получили одинаковый (вполне себе сталинский) срок. И это весьма символично для страны, где три слова – «Не верь, не бойся, не проси»  – воплотили в себе всю мудрость жизни. Лишенной прав, справедливости и элементарного гуманизма. Где одиночество человека перед системой трагично во всех ее проявлениях.

«Ничего, кроме выдержки и сохранения чувства собственного достоинства этому противопоставить нельзя», – сказал мне двадцать лет назад в интервью известный адвокат Семен Ария, переживший ГУЛАГ, войну и штрафбат. Сейчас намного острее ощущается, как он прав.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Главный редактор. Рубрика "Колонка редактора", круглые столы, "Гость ЖВ"