Законодатели-единороссы, приняв 20 декабря 2017 г. закон № 399-ФЗ, формально исполнили постановление Конституционного суда, а фактически в очередной раз надули россиян. Всех, а не только тех, кому выпало на долю жить в «недоремонтированных» (на дату первой приватизации помещения в доме) МКД
Неисполненное, несбывшееся
Жаргонное (меткое, хотя и не слишком благозвучное) словечко «недоремонт» родилось в 90-х годах, когда стало ясно, что государство хронически не исполняет свои обязательства по ремонту жилого фонда, бывшего в государственной или муниципальной собственности. После выхода закона № 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» этот фонд на 85-90% стал частным, но не неисполненная обязанность так и остались неисполненной. О чем Конституционный суд и напомнил законодателям своим Постановлением РФ №10-П от 12.04.16. Предписав им «установить механизм исполнения данной обязанности, согласованный с предусмотренным ЖК РФ порядком проведения капитального ремонта общего имущества в МКД…».
Закон № 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ»
Статья 16. «Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством РФ».
Последние, выделенные жирным шрифтом слова добавлены законом № 399-ФЗ, видимо, они и призваны служить «галочкой в отчете» – свидетельством, что Постановление КС исполнено.
Минстрой и думские единороссы долго мучились, пытаясь «и невинность соблюсти, и капитал приобрести». То бишь поставить и галочку в отчёте, и не ввести госбюджет в расходы, а чиновничество – в хлопоты. В конце концов, выход был найден: статья 190.1 ЖК РФ обязывает бюджеты профинансировать ликвидацию «недоремонта», но урезает его объем до малой толики реальной потребности. Какой? Да кто же это скажет… Ни потребность неизвестна, ни толика: тут «фигура умолчания». Хотя вообще-то, перед тем, как принять закон, полагалось бы оценивать размер проблемы, для решения которой он предназначен, и ожидаемые последствия его применения. Это и должно быть в пояснительной записке к законопроекту, а не банальная, никому не нужная формалистика. А иначе… опять выйдет по известному рецепту Черномырдина: «Хотели, как лучше, а вышло, как всегда».
«Следите за руками!»
«Секвестр» реальной потребности в ст.190.1 ЖК РФ достигнут за счет ряда махинаций.
Вот основные из них:
1. «Перенос точки старта поближе к финишу», то есть в качестве начальной точки принят момент приватизации первого помещения в доме. Хотя «недоремонтная» обязанность у государства есть не перед домом, а перед каждым из новоиспечённых собственников. Каждым, а не только тем, кто первым приватизировал своё жильё. И размер этой обязанности (в рублях) в случае приватизации квартиры, допустим, в 1995 году и в 2015 году будет отличаться, как принято сейчас говорить, в разы. То есть, если срок ремонта для дома наступил в 1990 году, а первая приватизация произошла в 1997 году – муниципалитет должен будет финансировать ремонт, соответствующий потребностям 1997 года, а всё, что накопилось позже (даже если все остальные жильцы дома последовали примеру первого «приватизатора» лишь спустя лет двадцать), собственники будут делать за свой счёт.
2. «Игольное ушко для верблюда», а именно: в реестр «недоремонта» попадут только те МКД, которые до приватизации своего первого помещения уже были включены в перспективный и/или годовой план ремонта, но не отремонтированы до момента включения дома в региональную программу капремонта, созданную по закону № 271-ФЗ. Здесь, видимо, имеются в виду региональные и муниципальные программы капремонта, которые в 1990-е годы на российских просторах были так же редки, как следы снежного человека. Хотелось бы узнать, сколько таких домов в России… Не исключено, что для их перечисления хватит пальцев на двух руках. Ведь нормальный губернатор или мэр не стал бы включать в программу то, на что у него нет денег, а денег в бюджетах в те годы не хватало на выплату пенсий и зарплат, не то, что на капремонт. Похоже, это и есть основной инструмент секвестра, львиная доля «недоремонтных» домов России вряд ли пройдёт сквозь это «сито». В скобках заметим: это примерно то же самое, как если бы герой древнегреческого мифа – разбойник Прокруст сделал своё знаменитое ложе, куда он укладывал свои жертвы, под размер младенца.
3. «Усредненно-бумажный ремонт»: хотя в ст.16 закона о приватизации сказано четко – «обязанность производить капитальный ремонт дома» – вместо ремонта прежний наймодатель произведет перечисление на счёт регионального оператора и спецсчет МКД некой суммы денег. Рассчитанной по нормативам, принятым в регионе. Это вместо того, чтобы профинансировать конкретную смету ремонта конкретного дома… То есть, перед нами опять пресловутая «средняя температура по больнице» – очередная возможность для жульнических махинаций.
Истинные мотивы тех, кто готовил и принимал закон, выдает «сакраментальная» фраза из пояснительной записки к проекту 399-го закона: «Принятие и реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета» – вот ради чего все затевалось… Ну, а если какой-то дом где-то все-таки «просочится» в реестр – пострадает не федеральный, а региональный и/или муниципальный бюджеты: дескать, сами виноваты, нечего было в 90-х принимать неисполнимую программу.
В этой связи вспоминается разговор с заместителем мэра по ЖКХ г. Жуковского, случившийся на исходе 90-х. На вопрос журналиста: почему у нас в городе не оформляются договоры соцнайма – последовал откровенный ответ: при наличии таких договоров горожане через суд заставят мэрию отремонтировать «сталинки», «хрущевки» и другие дома, «рождённые в СССР», а в бюджете нет на это денег. По меркам 90-х годов это было здравое рассуждение, упрекнуть собеседника у меня язык не повернулся. Но, простите, потом на Россию обрушился «золотой дождь» из нефтедолларов, так что теперь россиянам есть в чем упрекнуть нынешних правителей страны.
Депутат Госдумы Галина Хованская
«Как всегда, власть старается минимизировать свои расходы и увеличить расходы простых граждан. В том числе – и тех 25% населения, которые живут за чертой бедности… Протащили, извините за непарламентский термин, закон, который возлагает затраты на капремонт на неимущих людей. Видимо, придётся вновь обращаться в Конституционный суд…. »
Упущенный шанс
Последствия применения 399-го закона коснулись (и еще коснутся) всех собственников МКД в стране. Прежде всего, «недоремонтные» дома – безразлично, попадают они в профильный реестр или нет, по понятным причинам будут ремонтироваться в числе первых. Разумеется, за счет «общего котла», а значит, на все прочие дома денег там останется меньше.
Но главное, пожалуй, другое: законодателем не использована уникальная (может быть, последняя!) возможность придать российскому капремонту нормальные цивилизованные рамки, устранив его ярко выраженный «пирамидальный» характер. И при этом сохранить (или восстановить) доверие россиян к Правительству.
Ведь Конституционный суд, выпуская своё Постановлении №10-П, конечно же, не имел в виду, что законодатель прикажет правительству разом, «по щучьему велению» отремонтировать злополучные дома. Нет, есть другие способы, позволяющие решит проблему в оптимальные сроки, не создавая «прорех» в госбюджете. Это, в частности, выпуск государственных ценных бумаг с обязательством финансирования ремонта, внедрение льготных кредитов с госгарантиями и компенсацией процентной ставки и т.д. Как это принято в цивилизованных странах: люди, взяв кредит под госгарантии, делают ремонт (и не когда подошла их очередь, а когда этого требует техсостояние дома!), а затем живут в обновлённом доме, постепенно возвращая долг. Эти механизмы можно использовать и при ликвидации «недоремонта» старых домов, и при обычном капремонте домов – тех, что поновее, разница в формах гарантии и источнике погашения долга. Их внедрение позволило бы превратить, в частности, региональные Фонды капремонта из нынешних «пирамид» во вполне нормальные, финансово обеспеченные предприятия.
Увы, этот шанс упущен. Упущен? Хотелось бы здесь поставить знак вопроса, а не точку или многоточие.