«Если ты силен в технических предметах, тебе просто легче жить»

1662

Выпускник лицея Алексей Рутковский рассказал об отношении к учебе и поделился опытом сдачи экзамена на максимальный балл

Существует довольно распространенное мнение – что ЕГЭ – это лотерея, что баллы выпускников зависят не от их знаний, а от везения и легкого варианта. Алексей Рутковский, выпускник лицея №14, может с успехом опровергнуть это суждение. 

Молодой человек сдавал математику, русский и информатику. На последнем предмете он набрал максимально возможное количество баллов. Но это не единственное его достижение в учебе, свои знания он давно и прочно подтвердил на всероссийских олимпиадах. Алексей победитель московской олимпиады школьников по информатике, именно это помогло поступить ему в вуз  мечты – Высшую школу экономики – без вступительных экзаменов. В перерывах между подготовкой к ЕГЭ молодой человек находил время и на увлечение. Алексей с десятого класса играет в настольный теннис. «У нас в школе стоит стол для настольного тенниса, есть мячики, ракетки – каждую перемену можно играть», – поделился с ЖВ выпускник.

 Как вы выбирали предметы для сдачи ЕГЭ и когда сделали свой выбор?

 Я сделал выбор еще в сентябре. Я точно знал, куда я хочу поступать. И точно знал, что мне нравится и не нравится, поэтому выбрал именно этот набор предметов. 

 Как удалось сдать информатику на максимальный балл

У меня была очень хорошая база, я очень долгое время занимался олимпиадной математикой и олимпиадной информатикой, поэтому мне и удалось сдать информатику на сто баллов. В олимпиадах по математике я начал принимать участие с пятого класса, по информатике – с седьмого. На самом деле, я считаю себя математиком, просто на математике мне не очень повезло.

Кто Вам привил такую любовь к точным наукам? 

Любовь к математике мне привил мой преподаватель по олимпиадной математике Илья Анатольевич. К информатике я изначально тяготел.

Как вы думаете, сколько у Вас в среднем ушло на подготовку к информатике? 

Конкретно чисто на подготовку к ЕГЭ я потратил две недели, но это из-за того, что у меня были хорошая база.

Что вы прочувствовали, когда узнали свой результат? Было ли это для вас ожидаемо? 

Я, конечно, обрадовался, но я ожидал, что у меня будет максимальный результат. Я, когда вышел из аудитории, думал, что скорее всего будет сто. Во-первых, я считаю, что мои усилия окупились, потому что у меня много лет олимпиадной подготовки за спиной. И, во-вторых, естественно, небольшой процент удачи есть, потому что не допустить арифметическую ошибку, все внимательно проверить – это своего рода удача. 

Куда планируете поступать и почему? 

Я уже поступил, вышли приказы о зачисление. Я поступил в Высшую школу экономики на факультет компьютерных наук на прикладную математику и информатику. Потому что я считаю, что это одно из самых лучших мест в России для будущего программиста, у которого будут неплохие математические знания. Больше никуда документы я и не подавал.

Если бы не программист, какую специальность вы бы еще рассмотрели для себя? 

За годы олимпиадной подготовки у меня иногда были мысли преподавать олимпиадные предметы детям, мне кажется, это интересно. Во время обучения я планировал поездить по разным математическим лагерям и что-то порассказывать детям.

Какая ваша работа мечты? 

Вероятно, программист или аналитик. Пока я думал только насчет стажировок, их я рассматриваю в Яндексе или Тинькофф. Это очень интересные варианты и достаточно популярные среди поступающих на мое направление. 

В каком возрасте выбрали профессию? 

Я помню, что еще до того, как я пошел в школу, у меня были мысли насчет программирования, я уже тогда довольно хорошо умел обращаться с компьютером. В течение школы это все много раз переворачивалось с ног на голову. Я вообще думал, что, может, я стану ученым-математиком. Но окончательно решил, что я стану программистом в одиннадцатом классе. Был интерес к этому. И, мне кажется, что, к сожалению, ученым работать это очень рискованно и не так перспективно, как программистом, в наши дни.

Есть планы на внеучебную деятельность? Чем займетесь, кроме учебы? 

ВШЭ сама проводит огромное количество внеучебных мероприятий для студентов. У меня есть друг, который закончил первый курс, он рассказывал про мероприятия, которые организует «Вышка». Мне все понравилось. Там есть внутривузовские соревнования по программированию, мне это очень интересно. Я планирую ходить на них. И заняться спортом, конечно, походить в тренажерный зал.

Какой был любимый и нелюбимый предмет в школе?

Любимый – математика, конечно. А нелюбимый – история, обществознание. Мне не нравится, потому что я вижу историю, как заучивание дат, мне это совершенно не интересно.

От чего, на ваш взгляд, зависит интерес к школьному предмету? 

Мне кажется от того, чем человек занимается помимо школы, к каким предметам он тяготеет, потому что я описываю свою нелюбовь к истории чисто с математической точки зрения, потому что, как математик, я не понимаю этот предмет, мне не нравится, я не вижу никакого смысла.

Но тут есть тонкая грань, потому что, если смотреть на историю, как на закономерности и на цепочки событий, то это довольно интересно, а если смотреть на историю, как ее преподносят в школе, то мне совершенно не любопытно.

У Вас менялось отношение к учебе по мере взросления, при переходе из класса в класс? 

Да, менялось. Сначала я относился к учебе, как к святой обязанности. Меня никто не заставлял, просто воспринимал это как должное, постоянно все делал, а потом я уехал в образовательный центр «Сириус», вернулся, у меня появилось огромное количество долгов. Я их не закрыл и понял, что можно конкретно в школе меньше делать. Но это, на самом деле, был огромный плюс, потому что я мог больше времени уделить олимпиадной подготовке. Моим основным родом деятельности на тот момент была именно она.

Если бы вы стали директором лицея, что бы вы изменили?

Я бы ничего не менял. Мне кажется, Екатерина Александровна прекрасно справляется со своими обязанностями. 

Чья манера ведения уроков вам импонирует больше всего? 

Очень интересно вел занятия преподаватель на моем олимпиадном кружке по математике. Там в принципе сильно формат занятий отличается от школьных уроков. Занятия проходили так: нам выдают листок с задачами, затем преподаватель ведет лекцию, потом мы сидим полностью самостоятельно все решаем, по мере готовности, сдаем ему устно задачи, рассказываем ход решения. В конце занятия проводятся разборы, это неотъемлемая часть подготовки.

Какой предмет, по вашему мнению, лишний в школьной программе? 

Историю все-таки нельзя убрать, потому что есть люди, которые ей интересуются. Я могу рассказать, как я поступил в одиннадцатом классе. Я ходил только на математику, информатику, русский, литературу и химию. По всем остальным предметам я оформил заявление, что я буду в конце триместра сдавать работы, и по результатам мне будут выставляться оценки. А лишним я бы назвал географию, потому что в одиннадцатом классе все, что нужно знать обычному человеку, школьники уже знают. И в старших классах занимать время, которое можно потратить на чуть более полезные занятия, писанием докладов по географии, мне кажется, неразумным. У меня к географии такая же претензия, как к истории, потому что я ее вижу просто как заучивание чего-то, что мне не очень нравится. Мне нравится, понимать суть вещей, видеть какие-то закономерности, а в географии этого вовсе нет.

На литературу вы все-таки решили ходить, какая ваша любимая книга?

Наверное, «Война и мир», я читал не полностью, но я был на театральном представлении, и мне безумно понравилось. Это выглядит, как неплохое занятие, чтобы провести время. Мой любимый персонаж – Пьер Безухов, он мне нравится своей простотой.

Был ли у вас дружный класс? 

Да, я считаю, что у нас был самый дружный класс в школе. 

Будете ли вы стараться поддерживать связь со своими одноклассниками? 

Безусловно, сто процентов. Взрослая жизнь и дела – не преграда. У меня есть друзья, которые постоянно заняты или из других городов, мы с ними прекрасно общаемся, поддерживаем отношения. 

Как знание информатики упрощает жизнь?

Конкретно знания помогают в работе с компьютером. А мышление, которое вырабатывается за счет занятий, оно помогает по жизни. Потому что если долго-долго заниматься информатикой или математикой, то вырабатывается определенный тип логического мышления. Начинаешь очень строго рассуждать, критически мыслить. Мне кажется, если ты силен в технических предметах, тебе просто легче жить, потому что ты быстрее придумываешь какие-то креативные и сложные решения для жизненной проблемы, которая перед тобой встает. Это упрощает жизнь. 

 Что для вас значит слово “школа”?

Школа – это прежде всего люди, с которыми я там познакомился. Лицей – это очень хорошая среда, в которой прислушиваются к нуждам ученика. Мне было очень комфортно пребывать в лицее, потому что все преподаватели понимают, что мне нужно.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.