«Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!». Эту бессмертную фразу барона Мюнхгаузена в исполнении Олега Янковского я вспоминала всю прошлую неделю, по разным поводам, но с одним подтекстом: Жуковский превратился в цирк шапито, при этом исполнители усердно держат «покерфейс».
В середине восьмидесятых в группе октябрят из десятой школы на пустыре между Быковским мемориальным кладбищем и улицей Гагарина я читала стихи про светлое будущее и партию, нашего рулевого, благодаря которому мы туда скоро дойдем. Так задорно и счастливо закладывали первый камень под строительство городского бассейна, и капсулу с посланием потомкам, которые будут жить в этом светлом будущем. Сейчас на этом месте стоит д. 83 по ул. Гагарина, а рядом, в рамках программы расселения аварийного жилья, строится еще один. Бассейна там не случилось. Прошло почти 40 лет, и мы, сделав причудливый круг, вернулись в прошлое, но, как обычно, в виде фарса.
В начале прошлой неделе по чатам стали раскидывать приглашение на закладку камня под строительство школы в пятом микрорайоне, которую городу обещали несколько десятков лет. Честно говоря, я сначала не поверила, что такое вообще возможно: государство с опозданием на несколько поколений собралось выполнить обещание, обернув все в антураж практически запуска человека в космос. Поэтому решила уточнить в чате пресс-службы администрации «среднюю температуру по больнице». И мне оперативно подтвердили: «Сегодня должны дать схему, мы хотели сразу со схемой прислать подробную информацию». Несколько минут я думала, схему чего должны были прислать: то ли закладки камня, то ли еще чего-то… Оказалось, схему расположения площадки под строительство школы, то есть, городские СМИ, по мнению пресс-службы администрации, не знают, где годами собирались построить новую школу. Это дало большой простор для шуток, которые решила прервать представительница газеты «Авиаград», пафосно сообщив, что шутки в чате мешают работать и призвав прекратить балаган. К вечеру мы узнали, какой работе мешало общение в чате, и стало еще смешнее. На сайте inzhukovskiy.ru вышел материал под заголовком «Жуковская компания производит колбасу по советским рецептам». В нем нам рассказали буквально следующее: «Производство находится в селе Петровское городского округа Щёлково. В планах — открытие нового филиала в Мытищах». Я не шучу. Вся кропотливая работа заключается в том, чтобы просто к областной новости прикрепить заголовок с кодовым словом «Жуковский». До сих пор думаю, что это, то ли полная уверенность, что материалы за бюджетный счет никто не прочитает, то ли банальное неуважение к читателям.
Схемы и сообщения мы так не дождались, однако и без схемы знали куда идти, это у жуковчан заложено уже в генетической памяти поколений за долгие годы обещаний.
10 февраля на пустыре выставили звуковую аппаратуру, паспорт объекта, устроили анимацию с неким персонажем, которого многие принимали сначала за диковинную птицу, но при близком знакомстве это оказался львенок. Перед группой собравшихся
мам с колясками, которые, видимо должны были символизировать светлое будущее и затесавшимися в рабочий день между ними руководителем МособлЕИРЦ и «артистом больших и малых театров» Егором Балакшиным выстроился своеобразный президиум официальных лиц. В «Ноевом ковчеге» были все: глава города Юрий Прохоров, депутаты Мособлдумы Игорь Чистюхин и Игорь Коханый, жуковские депутаты Борис Аубакиров, Игорь Марков, Екатерина Шевцова, Сергей Акимов, заместитель главы города Ольга Алферова. И, конечно, благочинный Жуковского церковного округа иерей Дмитрий Денисов, видимо, без божьей помощи даже с финансированием в 1,5 млрд рублей «этот корабль не поплывет».
Драматургию мероприятия решили взвинтить на старте, включив гимн России на пустыре, где единственными некапитальными сооружениями были вагончики и стенд с паспортом объекта. После чего выступили официальные лица с речами в формате «прошла весна, настало лето, спасибо партии за это». И закопали камень и капсулу с посланием потомкам.
Через два часа место торжественного перформанса стало выглядеть еще более символично, чем само мероприятие: посреди пустыря виднелась безымянная могилка, а в стороне стояли все те же вагончики. Концерт закончился, всем спасибо. Надеюсь, послание состояло лишь из одной фразы: «Ну как, потомки, школу-то, в итоге, построили?»
Всю прошлую неделю люди с серьезными лицами куражились так, что им позавидовал бы Хармс. Действия уже не удивляют, поражает «покерфейс» при очевидном идиотизме и пафос момента при ничтожности повода. Но главное, не сморгнуть, чтобы никто не догадался.