На сегодняшнем заседании Госдумы сразу во втором и третьем чтениях приняты поправки в Уголовный кодекс и КоАП РФ, устанавливающие ответственность за распространение недостоверной информации о работе государственных органов России за рубежом.
По инициативе парламентариев-единороссов, таким образом дополнили ранее вступившие в силу нормы об административной и уголовной ответственности за распространение фейков о действиях Вооруженных сил РФ, более известные как закон о военной цензуре.
Теперь за «публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об исполнении государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности», будет грозить штраф в размере от 700 тыс. до 1,5 млн рублей либо лишение свободы на срок до трех лет.
То же деяние, совершенное с использованием служебного положения, либо группой лиц, либо «с искусственным созданием доказательств обвинения» или «из корыстных побуждений», либо «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды», предлагается наказывать штрафом в размере от 3 млн до 5 млн рублей либо лишением свободы на срок от пяти до 10 лет.
Если упомянутые деяния повлекли тяжкие последствия, то за них грозит лишение свободы на срок от 10 до 15 лет.
Кроме распространения заведомо ложной информации, уголовная и административная ответственность предусмотрена за публичные действия, направленные на дискредитацию исполнения госорганами РФ своих полномочий за пределами территории РФ. Штраф составит от 30 тыс. до 500 тыс. рублей, либо возможно лишение свободы на срок до трех лет. Если подобные деяния повлекли последствия, то максимальный срок лишения свободы — до пяти лет.
Вводится наказание за случаи, когда такие действия сопровождаются «призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создают угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».
В этих случаях они влекут наложение административного штрафа: на граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Если гражданин привлекался к административной ответственности по данной статье в течение года, ему будет грозить уже уголовное наказание.
“Речь не идёт о цензуре, наказании за инакомыслие или критику власти, – успокоил незадолго до принятия инициативы один из её авторов, глава комитета ГД по информполитике и связи, замсекретаря генсовета “Единой России” Александр Хинштейн. – Ответственность наступает именно за фейки – то есть распространение заведомо ложной общественно-значимой информации. Иными словами, человек должен понимать, что он тиражирует заведомую ложь. Классический пример — «бомбежка» роддома в Мариуполе.
То же касается и публичной дискредитации. Это уже действующая норма УК и КоАП. Она затрагивает только тех, кто дискредитирует исполнение госорганами своих полномочий за рубежом в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Например, если человек публично заявляет, что наше посольство в Вашингтоне — рассадник терроризма и экстремизма, он будет за это отвечать. Дискредитация самих органов власти или ее представителей — преступлением/правонарушением не является и являться не будет.
Закон защищает госорганы (так же, как сегодня Вооруженные силы) только за пределами России и только при исполнении ими полномочий по защите интересов страны, поддержания международного мира и безопасности.
Мы не меняем уже действующие диспозиции составов УК и КоАП. Однако, если такие нормы существуют, справедливо, чтобы они касались не только одних военных. На Украине, например, находятся и сотрудники Росгвардии. Почему они должны быть защищены меньше, чем их коллеги из Минобороны? Или сотрудники МЧС, которые доставляют гуманитарные конвои?
Наша инициатива касается не только военных организаций, но и гражданских. Те же дипломаты или сотрудники Россотрудничества действуют сейчас практически в боевых условиях”.
Какой на самом деле будет правоприменительная практика, покажет только время. Однако первые опыты стражей порядка по привлечению к ответственности за фейки о ВС РФ оптимизма не внушают.