Сегодня Госдума приняла в первом чтении законопроект об общих принципах организации местного самоуправления в системе публичной власти. В начале заседания его пытались снять с рассмотрения коммунисты, заявившие, что документ не прошёл достаточной общественной экспертизы, публичных слушаний, к нему остаются вопросы.
«Приблуда, которая никому не нужна» «У нас очень много предложений. 41 отзыв пришёл из субъектов Федерации. Документ готов. Те вопросы, которые задаются, я считаю, что мы должны их выслушать и ответить уже непосредственно при обсуждении вопроса», — возразил один из авторов инициативы, председатель комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»). Его мнение поддержали 266 из 365 депутатов, проголосовав за отклонение предложения фракции КПРФ.«Кому понадобился этот закон, если есть 131-й ФЗ об МСУ, главная беда которого – недофинансирование и недостаток полномочий у муниципалитетов?» – спросили у Крашенинникова справедливороссы.
Он пояснил, что новая и, с его точки зрения, юридически стройная конструкция из 11 глав и 89 статей призвана не только вписать местное самоуправление в обновленные конституционные нормы, но и заменить латанный-перелатанный поправками 131-ФЗ. А деньги для муниципалитетов, которые их и зарабатывают, отдавая большую часть в региональную и федеральную казну, скоро и обязательно поищут, откорректировав Бюджетный кодекс.
“Если на местах недостаточно ресурсов для исполнения каких-то обязанностей, полномочия будут передаваться на более высокий уровень управления”, – обещал единоросс. Поступить наоборот, передав ресурсы для работы на низовой уровень, власти явно даже не приходит в голову.
Доктор юридических наук Крашенинников в упор не хотел замечать противоречий своего детища Основному закону, гарантирующему органам МСУ независимость в принятии решений по местным вопросам. Его не смущала новелла, согласно которой даже избранных напрямую глав муниципалитетов смогут увольнять губернаторы по неопределенным критериям. Ссылки Павла Владимировича на то, что показатели якобы уже прописаны в 68-м Указе президента, депутаты мгновенно дезавуировали: там обозначены критерии эффективности только для руководителей регионов.
Норма о возможности внесения главами российских субъектов кандидатур на посты мэров для их последующего утверждения местными советами тоже показалась части парламентариев слабой заменой нынешним конкурсным комиссиям, которые и так ни шагу не смеют сделать без оглядки на губернаторов.
«Более честно, если высшее должностное лицо само внесет тех кандидатов, которых считает нужным», – с подкупающей улыбкой парировал Крашенинников.
Прямые выборы глав МСУ, которые сейчас проводятся лишь в 17 % муниципалитетов, тоже останутся. Если местные законодатели внесут такую поправку в Уставы своих городов. Однако надеяться на это при доминирующих на всех уровнях власти единороссах не приходится. А правотворческую инициативу граждан из нового закона ненавязчиво уберут.
Также, по мнению председателя комитета по госстроительству, новшества помогут повысить ответственность власти перед населением, наладить их взаимодействие. Правда, даже встречи с избирателями по решению бытовых проблем местным депутатам придется проводить по законодательству о митингах.
«Людям будет ясно, кто и за что отвечает, какую несет ответственность», – как мантру повторял Крашенинников, не приводя ни одного конкретного доказательства.
«Павел Владимирович, вы то же самое говорили, когда принимали 131-й ФЗ», – поддели его ветераны российского парламента.
МСУ зачаточного уровня «Вижу целый ряд системных противоречий в этом законе, – отметила независимый депутат из Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева. – Предлагаемая структура муниципальных образований полностью оторвана от административно-территориального деления. С целью оптимизации фактически ликвидируются два низовых уровня, существовавших испокон веков. Последний уровень муниципальной публичной власти – городской округ (по-старому – уезд). Нет ни волости, ни сёл, ни деревень. Россия так никогда не управлялась со времён Александра II. Фактически у нас теперь будет меньше самоуправления, чем 150 лет назад! Полная чехарда с разделением функций представительной и исполнительной ветвей власти: глава муниципального образования может мигрировать между ними»…Закончить мысль ей не позволили, отключив микрофон строго по регламенту.
Мособлдума запретила прямые выборы муниципальных глав Единоросс из Челябинской области Дмитрий Вяткин тоже поделился своим взглядом на МСУ: хвалил уже прошедшие укрупнения муниципальных образований, вспоминал парад суверенитетов и самоуправство вместо самоуправления в 90-е – вещал, как по партийной методичке. В результате дискуссии из 373 проголосовавших законопроект поддержали 294 депутата, против — 77, воздержались — 2. Поправки к его второму чтению будут собирать до 23 февраля 2022 года.Презентация нового закона об МСУ от Павла Крашенинникова