На заседании 16 декабря 2021 года Московская областная дума:
- одобрила 9 млрд внеплановых расходов Территориального фонда обязательного медстрахования в 2021 году на борьбу с ковидом, оплату счетов пациентов из Подмосковья на лечение в других регионах, допфинансирование базовой программы ОМС и повышение квалификации медиков. Затраты покроет трансферт из бюджета области;
- выделила по 20 тысяч рублей в месяц 1,8 тысячи врачей дефицитных специальностей на компенсацию расходов по аренде жилья в Подмосковье. В 2022 году регион потратит на эти цели 430 млн рублей. Число получателей льготы планируют расширять ежегодно на 256 человек;
- поддержала сокращение сроков постановки на учёт многодетных семей для получения бесплатной земли в Подмосковье и электронную обработку их заявлений;
- расширила список льготников, которые с 1 января 2022 года получат право бесплатного проезда на коммерческом общественном транспорте области. В перечень включили студентов и учащихся из сельской местности, а также занимающихся по адаптивным школьным программам. Кроме того, проезд к месту лечения и обратно оплатят онкобольным детям;
- разрешила безвозмездно на 6 лет выделять для фермерских хозяйств от 10 до 200 га земли в округах Лотошино, Серебряные Пруды и Шатура. Получателям укажут, что можно сажать, какой ждут минимальный урожай. При выполнении условий договора участки могут передать аграриям в собственность через пять лет;
- обещала господдержку производителям экологически чистых продуктов и сельскому туризму, пока не уточнив размеры дотаций;
- гарантировала с 1 апреля 2022 года бесплатную юридическую помощь одной тысяче дольщиков, ранее обманутых застройщиками при попустительстве властей;
- ввела штрафы за невыполнение решений муниципальных антитеррористических комиссий;
- дала добро на продажу амбулатории в пос. Чкалово Люберецкого округа, здание которой освободилось «в связи с вводом в действие Люберецкой больницы»;
- поддержала принятие российским парламентом 14 неназванных законопроектов, четыре – отклонила, включая поправки коммунистов к федеральному закону «Об образовании в РФ» по обязательной экспертизе учебников;
- единогласно назначила на новый срок уполномоченным по правам ребёнка в Московской области журналиста Ксению Мишонову, занимающую этот пост с 2016 года.
Справедливороссы сегодня продвигали законопроект о возврате прямых выборов глав муниципалитетов – тезис, который много лет неизменно присутствует в избирательной программе любого кандидата в депутаты, уважающего не только себя, но и граждан.
Инициаторам изменений растолковали, что смысла заводиться нет – в 131-м ФЗ о местном самоуправлении уже прописана такая возможность: главы могут избираться либо напрямую, либо местным советом из своего состава, либо им же из числа претендентов, отобранных конкурсной комиссией. Право выбора варианта остается, вроде бы, за органами МСУ. Однако на практике всё заканчивается конкурсом, который, по сути, сводится к голосованию за кандидатуру, удобную губернатору.
Аргументом в пользу имеющегося арсенала кадровых решений назвали также экономию бюджетных средств – лишние всенародные выборы, лишние расходы. А ещё – «отсутствие протестных предложений от жителей». С такой позицией выступил не поддержавший законопроект комитет МОД по МСУ под председательством Александра Барсукова (КПРФ).
В новом законе о местном самоуправлении, внесённом сегодня в Госдуму дуэтом знаменитых авторов-парламентариев – Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым, третий вариант как раз приводят к идентичности с действительностью: «Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования избирается:
1) на муниципальных выборах;
2) представительным органом муниципального образования из своего состава;
3) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ».
Почему не надо ждать, что единороссы, всеми правдами и неправдами сформировавшие большинство на всех уровнях власти, допустят отклонение от рекомендаций губернатора при назначении местных глав, популярно объяснил представитель партии и председатель Мособлдумы. Обычно немногословный Игорь Брынцалов выдал семиминутный спич на тему «Хотите, как в 90-е?», который для понимания образа мыслей нынешней власти мы приведём без купюр:
«Как раньше у нас было – более 380 глав муниципалитетов избиралось. Ещё семь-восемь-девять лет назад были прямые выборы. Мы все помним: всё время будоражилось население. В этих выборах участвовали все, кто имел такую возможность, под брендом любой политической партии. Но за всеми этими брендами стояли люди – это различные финансовые группы, промышленные группы, элита, кланы тех муниципалитетов, где избирался тот или иной глава. Каждые полгода мы имели такую прекрасную возможность посмотреть это шоу. Результат этих шоу мы хорошо помним. Это, прежде всего, явка у нас дошла на муниципальных выборах – не больше 15% населения избирало этих глав, что, естественно, говорит о том, что никакой легитимности они на сегодняшний день не несли тем самым. Ну а то, что делали эти главы разного уровня, начиная с районного, городского поселения и сельского, то, мягко сказать, в рамках тех полномочий, которые на них были возложены 131-м законом, мы хорошо помним наследство: разворованная жилищно-коммунальная система, проданные все котельные, теплосети. Будем говорить о том, что раздавалась земля на подставные структуры и с аффилированными лицами глав муниципальных образований. Мы помним, что до сих пор еще у нас есть дольщики в Московской области, которые переходят плавно ещё с тех времён с нерешенными проблемами. Мы хорошо знаем, как строились объекты социальной инфраструктуры – школы, детские сады, медицинские учреждения, которые также были в ведении муниципалитетов. Как складывалась ситуация в целом и настроения людей, как решались вопросы, как ремонтировались дороги, благоустраивались дворовые территории. Всё это было совсем недавно. Соответственно в том заключении, которое дал губернатор (отрицательное заключение на законопроект – ред.), может быть, оно коротко, не дает погрузиться в этот экскурс. Но я хочу сказать, что (сейчас – ред.) действительно избираются те, кто способен, проходит конкурсную комиссию, имеет опыт, квалификацию. Естественно, не назначается, а избирается представителями народа, избранными депутатами, которые также представляют различные партии. Все у нас присутствующие партии имеют право участвовать в любой избирательной кампании. А затем главе уже дается оценка по результатам труда. Какой результат? Статистика не была названа пофамильно (чиновников, прошедших конкурсный отбор и впоследствии осуждённых за махинации – ред.). Но это уже дело правоохранительных органов. У нас ничего «святого» нету на этой земле, и если кто-то нарушает закон, он, естественно, будет привлечён к этой ответственности. Но сколько уголовных дел было раньше, мы тоже все прекрасно помним – результаты деятельности напрямую избранных глав, эта статистика гораздо выше. Это, во-первых. А во-вторых, эффективность работы этих глав нам тоже хорошо известна с учетом того, что я уже перечислил. У всех может быть своя точка зрения. И вправе каждая из присутствующих здесь политических партий ее высказать. Конечно, хочется всегда поучаствовать в любой избирательной кампании. Это очень интересный процесс, он привлекает очень много заинтересованных лиц. Мы хорошо знаем, каких лиц. Опять же желающих поучаствовать в каком-нибудь финансово-экономическом процессе того или иного муниципального образования. Вот чтобы этого не было, а эффективность работы была нацелена на результат, на мнение жителей, на те вопросы и проблемы, которые сегодня существуют в регионе, и они всегда будут существовать, и оперативно их решать посредством бюджета Московской области, который мы совсем недавно приняли, и потом будет реализовано в рамках государственных программ – вот как раз всё это, то, что в последние годы сделано, и принятие решения по городским округам, и единая система избрания глав муниципальных образований на территории всей Московской области позволяет более эффективно использовать эти государственные средства в рамках бюджета и госпрограмм и муниципальных бюджетов и достигать соответствующих результатов, которых раньше, к сожалению, не было. Те, кто в этих выборах участвовали, были заложниками обстоятельств и людей, которые их финансировали. И давали возможность тем самым поучаствовать в процессах, о которых я уже говорил. Не очень хороших и плохо сказывающихся на жизни и развитии нашего региона и на качестве жизни наших избирателей».
То ли Игорь Юрьевич устал от длинной речи и перепутал постановку вопроса на голосование, то ли сами депутаты позднее заблудились в кнопках, но когда он предложил одобрить закон о прямых выборах глав муниципалитетов, 19 человек высказались «за», 17 были «против», воздержался – 1, не участвовали – 7. Получилось, что инициативу специально или по ошибке поддержали даже несколько единороссов. Но этого оказалось недостаточно.
«Решение не принято, в соответствии с регламентом закон отклонён», – резюмировал Брынцалов.