«Минкульту представили нас в невыгодном свете»

2504
Телеканал ТВЦ снимает встречу жуковчан с замглавы города Аллой Дунаевич, отвечающей за оптимизацию библиотек. 23 января 2022 года, библиотека Дворца культуры. Фото: Анатолий Смирнов

Педагог-библиотекарь в 12-й школе Анастасия Ганина восемь лет отработала в Жуковской централизованной библиотечной системе и крайне встревожена  её новой оптимизацией, начавшейся в конце прошлого года.

Со слов Анастасии выходит, что наукоград упустил шанс вписаться в модернизацию библиотек Подмосковья по удобным для себя правилам. Теперь за сохранение книжных фондов и рабочих мест в ЖЦБС надо бороться сообща и важно не проспать следующее окно возможностей для развития, которое может открыться благодаря общественной поддержке библиотечной сети.

«Наблюдаю за работой моих коллег, часто и дружно с ними сотрудничаю – особенно с 6-й детской библиотекой на ул. Макаревского, 3 и с библиотекой на Лацкова, 12 – той, что раньше носила имя Кирилла и Мефодия, а сейчас называется у нас библиотекой и культурным центром, прошу заметить. И при этом их закрывают, – недоумевает Ганина. – Библиотеки на Лацкова и Макаревского обслуживали не только улицы Федотова, Баженова, Макаревского и Келдыша. Они обслуживали весь большой район Колонец. И реально они сотрудничали с 12-й, 14-й, 15-й, 11-й школами после того, как закрыли библиотеку над ГАИ, на ул. Королева, 5.

Это очень опасная ситуация, когда у нас дети лишаются доступа к бесплатной информации, к бесплатной художественной литературе. Когда директор Губернской библиотеки Замышляйченко и замминистра культуры Московской области Морковкина были в библиотеке на Макаревского, то Алексей Федорович Еманов, директор МУК «Жуковская централизованная библиотечная система», спросил: «А куда мы собираемся девать книжные фонды, в случае закрытия?» Они сказали: «Ну, давайте их передадим в школьные библиотеки». Он объяснил, что это невозможно. Потому что мы – школьные библиотеки – не можем принять эти фонды. Основная задача школьных библиотек – это всё-таки учебники. Художественная литература к нам поступает, к сожалению, по остаточному принципу.

Программа перезагрузки библиотек существует с 2017 года. И с 2017 года команда перезагрузки пыталась вести диалог с нашей Централизованной  библиотечной системой. Но наша ЦБС, а именно ее руководители – Еманов А.Ф. и Лыжина Т.Л. – боялись перемен и на диалог не выходили. Та же библиотечная система Раменского пошла на диалог, стала участником пилотного дизайн-проекта. Да, не всегда их слышали. Да, не всегда диалог получался конструктивным. Но в итоге мы имеем то, что имеем – в Раменском библиотеки сохраняют. Плюс они получили новое библиотечное пространство «Библио-холл», где как раз реализованы новые требования по модернизации – книги сосуществуют с образовательным и досуговым пространством, и никто никому не мешает.

У них было много проблем, в том числе с переподготовкой специалистов. Но вопросы удалось снять благодаря тому, что руководители библиотечной системы Раменского, представители комитета по культуре администрации округа и сотрудники рядовых библиотек были вместе и в диалоге.

А у нас много лет замдиректора ЖЦБС Татьяна Леонидовна Лыжина решала, кто, куда, зачем и как. Или, например, в 2008 году мы с коллегой решили пройти курсы повышения квалификации. Нам мужья готовы были их оплатить. Но мы не получили даже простой поддержки административного ресурса. Мы пришли к Алексею Федоровичу Еманову, а он говорит: «Ну, как это за свой счет? Это надо проводить, как положено, по безналичному расчету». А по безналичному расчету нам выставили такой ценник, что никто нас, естественно, учиться не отправил.

Сейчас самое обидное, что людей сокращают. В 6-м филиале – два молодых библиотекаря. Их не трудоустраивают. Об их судьбе не заботятся, как и о судьбе других библиотекарей.

Если говорить о библиотеке на Дугина, 22, то библиотеку №4 на Гудкова, 7а модернизировали, ремонтировали, чтобы свести эти два филиала вместе, и сделать новое пространство библиотеки семейного чтения. И фонд с Дугина, 22 передать туда вместе с сотрудником, Валентиной Ивановной Резяповой, которая прекрасно знает свой фонд и у которой, кстати, много лет существовали субботние клубы и психологической помощи, и юристов она приглашала, и кладезь информации там находили студенты жуковские.

Проект модернизации, улучшения библиотечного пространства для библиотеки №4 сделала студентка факультет дизайна Гжельского художественно-промышленного колледжа Светлана Фёдорова. Проект, был реализован не полностью из-за недофинансирования. Торжественное открытие отложили из-за пандемии. Объединение с Дугина, 22 – тоже. А теперь дождались, что человека сокращают, его фонды перемещают и не в полном составе. Разместить то, что осталось от фондов библиотеки на Дугина, 22, у библиотеки №4 сейчас нет возможности, так как нет технической базы и мебели.

Долгое время нам рассказывали, что библиотеки на Лацкова и Макаревского объединят – на Лацкова помещение больше, там два фонда поместятся, и будет библиотека семейного чтения. Этого не произошло. Теперь собираются просто закрыть и ту, и другую. Оставить книгохранилище на Лацкова, это смешно. Там проблемы с коммуникациями, с крышей. Капитальный ремонт помещения все время упирался в то, что помещение не принадлежит городу. А кому оно тогда принадлежит? Кто собственник? Почему вопрос не решился? Непонятно.

Когда руководители нашей ЦБС ездили на встречу с теми, у кого произошла модернизация, то все время рассказывали нам какие-то страшилки, делая, например, акцент на внешнем виде библиотекарей, которых одели в униформу. Но не заостряли внимание на том, какая внутренняя модернизация произошла.

Проблемы с библиотеками Жуковского начались еще, наверное, с 2019 года, когда у нас побывала Губернская библиотека, которая ездила по Московской области собирала информацию, делала видеоролики и прочее о работе местных библиотек. Много нарушений было найдено в той же библиотеке на Лацкова, несколько замечаний было к библиотеке на Макаревского и к другим библиотекам города.

Но вся проблема в том, что сами библиотекари эти проблемы решить не могут – например, с пандусом и лифтом-подъемником для инвалидов, с тревожной кнопкой. Это всё должен финансировать город. Заявки библиотеками подавались в ЦБС. Но коллегам никто не объяснил, что они должны были отчитываться и перед Московской областью об устранении нарушений и указывать причину, почему это не удалось сделать. В итоге приезжала губернская библиотека и снова выявляла те же нарушения. Поэтому мы получили то, что получили.

Татьяна Леонидовна Лыжина говорила: «Вы не представляете, с кем нам придется теперь работать, что эти перезагрузчики придумали». Я на тот момент училась в магистратуре «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодёжи». И некоторых специалистов из команды, которая работала с перезагрузкой библиотек, знала. Там не все были эффективными менеджерами. Можно было с людьми договариваться. Более того, мой однокурсник сам – как директор библиотеки – спроектировал модернизацию по объединению детской и взрослой библиотек и курировал ее. Можно было консультироваться и работать.

Российская государственная детская библиотека бесплатно проводила курсы, круглые столы для библиотекарей – это тоже опыт, контакты. Можно было от администрации ЦБС, отдела культуры города заявки подать? Много раз об этом говорили, но безрезультатно.

Сокращение ЖЦБС, скорее всего, прописано в пунктах оптимизации от Министерства культуры Подмосковья. Проблема в другом. Презентации о том, как работают наши библиотеки, они должны были сделать сами. Но получилось, что в Жуковский приехали с комиссией Замышляйченко и Морковкина, сделали фотографии, и презентацию собрали они или для них. И все библиотеки города, которые сейчас закрывают или где сокращают штаты, они показали в невыгодном для нас свете. А Министерство культуры сказало, что мы непродуктивно работаем.  

 

Первый звоночек прозвонил 5 декабря 2021 года, когда сказали, что в Жуковском сокращают пункты выдачи книг. У нас ведь уже несколько библиотек не работали в полную силу, они были пунктами выдачи.

Уже тогда я сказала своим коллегам: «Девушки, давайте обращаться к общественности, писать письма». На что мне ответили: «Алексей Фёдорович просил, не поднимать шум. Пока ничего неизвестно». Предупредила: «Ну, вы же следующие! Это ведь понятно!»

На совещании ЖЦБС 20 января 2022 года выяснилось, что с библиотекой на улице Макаревского договор аренды город не продлил, закрыл его уже в конце декабря. При этом люди все равно работали в обычном режиме до 13 января, а дальше стали уже только принимать книги от читателей. Книги уже не выдают…

Модернизировать библиотечную систему нужно. Но как, если для этого нужны помещения? Город ничего не выделяет. Рассмотреть варианты аренды закрытых торговых центров? Но будет ли платить за нее бюджет? Сомневаюсь. Сколько в городе строится нового жилья, а первые этажи отдаются под что-то, но снова не под библиотеки.

Идей преобразования ЖЦБС у ее сотрудников множество. И если бы руководство библиотечной системой доносило до коллектива – заведующих филиалами, библиотекарей – полную информацию по модернизации, наверное, часть проблем можно было бы решить сообща».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут