Жизнь в правительстве Московской области и на земле течет неодинаково, чиновники сверяются с рейтингами, а жители муниципалитетов больше верят своим глазам. И между этими картинками внушительная пропасть.
Насколько можно верить рейтингам, как оценивать результаты Жуковского, почему «Добродел» превратился в кривое зеркало и где найти эффективную муниципальную управленческую команду обсудили в редакции ЖВ Эла Знаменская, жуковский депутат Николай Гришин, член Общественной палаты и руководитель местного отделения Ассоциации председателей Советов многоквартирных домов (АПСМКД МО) Елена Канышева, заместитель руководителя АПСМКД МО Олег Ненашев.
Эла Знаменская. В рейтинге губернатора нам рисуют картинку развития региона, хотелось бы понять, насколько она соответствует действительности? 23 декабря был опубликован очередной годовой рейтинг, в котором Жуковский занял 40 место из 55 муниципалитетов, при этом в прошлом году наукоград занимал 22 строчку рейтинга. Но самое интересное, что при таких показателях в премии губернатора «Прорыв года» мы стали победителями в номинации «Эффективное управление муниципальными программами». Вот такой вот парадокс, есть ли у вас этому какое-то объяснение?
Елена Канышева. Я стала смотреть, что это за рейтинг, и за какие заслуги дают премию «Прорыв года». Судя по тому, что наградили практически каждый муниципалитет, я считаю, что это очередная «потемкинская деревня» для иллюстрации прекрасного настоящего региона. Что называется, всем сестрам по серьгам.
Эла Знаменская. Да, номинации говорят сами за себя – “проактивная газификация”, “медиа – в центре перемен”, “школьный стадион – территория спорта”…
Елена Канышева. Никто не остался обделенным, а уж прорыв года в эффективности управления у нас, о многом говорит. Я специально посмотрела, в чем же у нас эта эффективность, оказалось, в экономии. То есть, когда нам постоянно по поводу любой городской проблемы произносят бессмертную фразу «денег нет, но вы держитесь», это называется эффективное управление. Тогда можно вообще ничего не делать и в следующем году получить приз за супер экономию.
Эла Знаменская. Ну, мы сделали еще лучше: под удивленные взоры публики из других муниципалитетов погасили часть муниципального долга. То есть, при централизации власти не забыли и про финансы, львиная часть налогов идет в региональный и федеральный бюджет, за счет чего муниципалитеты просто нищенствуют. Естественно, им приходится набирать кредиты. Существуют нормативы по верхним пределам муниципального долга, которые мы и так не нарушали, однако решили вдруг еще и погасить часть. Вместо того, чтобы вложиться в увеличение качества жизни жуковчан. И получилось, что доходная часть бюджета выросла на 62 млн рублей, а при этом расходную часть бюджета сократили на 135 млн рублей, сняв, например, из резервного фонда администрации на предупреждение ликвидаций чрезвычайных ситуаций 30 млн рублей. Задумка, видимо, была такая: ЧС еще может и не случится, а эффективность доказывать надо уже сейчас. Да, нам говорят, что из-за уменьшения муниципального долга мы будем меньше тратить на его содержание, но это такие несоразмерные суммы, примерно также, как экономить на рекламе для продвижения товара или услуги: сэкономил рубль, потерял миллион. Лично в моем понимании, эффективность управления проявляется тогда, когда деньги заставляют работать, либо на их увеличение, но это не вариант бюджета, либо на улучшение качества жизни. В данном случае, «эффективность» скорее напоминает действия мартышки с гранатой. И, конечно, это смотрится очень гривуазно, на фоне обещаний жителям, что после секвестированного бюджета 2020 года, сейчас в 2021 все будет. Бюджет стал профицитным, но опять не про жителей города.
Елена Канышева. Мне кажется, эти рейтинги не имеют никакого отношения к действительности, и это не только мое мнение, когда мы общались с представителями других городских отделений Ассоциации председателей Советов многоквартирных домов, они также сильно удивились результатам. Рейтинги сами по себе, жители сами по себе.
Олег Ненашев. У меня главный вопрос по всем этим рейтингам: а судьи кто? Как обычно составляются рейтинги в бизнесе: существуют авторитетные рейтинговые агентства, независимые эксперты. И игроки на рынке, как правило, доверяют этому агентству. Смысл рейтингов, что их составляют сторонние организации, а тут сами себе в своей вертикали рейтинг и сделали. Не может рейтинг давать тот, кто этим управляет. Это все равно, что мы с Леной будем среди себя рейтинги проводить или вот депутаты сделают свой рейтинг. Есть, конечно, еще один вариант составления рейтинга доверия власти – это выборы, но с ними все еще хуже, чем с официальной статистикой.
Эла Знаменская. Мне вот, что еще интересно. Большой процент рейтинга, о котором мы говорим, занимает показатель уровня доверия власти. Чиновники разных уровней всегда называли между собой Жуковский «городом-стервой», так как мы никогда не были довольны руководством наукограда. А тут вдруг по рейтингам жуковчане оказались вполне себе довольны, при том, что обрушили к концу года «Добродел». Вот вам еще один парадокс.
Николай Гришин. На рабочем заседании Совета депутатов мы предложили администрации назвать членов эффективной муниципальной управленческой команды. Город должен знать своих героев. А то приходят в Совет депутатов сотрудники администрации, мы даже имена запомнить не успеваем, а они уже ушли. Как было с замом главы по ЖКХ. Тем более, хотелось бы понять, может, есть какие-то таинственные управленцы, которых мы не знаем, потому что тех, кого знаем, наоборот критиковали весь год. Мы, например, спрашиваем, кто за ВЗУ № 5 отвечает, а никто не отзывается, все на главу города кивают. А когда спрашиваю, в каких областях у нас прорыв, отделываются общими фразами типа успехов в спорте, это как раньше: «а в балете мы впереди планеты всей».
Олег Ненашев. Для меня эффективность работы власти, ее открытость и доверие к ней выражаются в одном простом факте. Когда три года назад мы начинали консолидацию председателей советов домов и взаимодействие с властью, в администрацию можно было спокойно пройти и выяснить любой вопрос, а сейчас дальше предбанника и не зайдешь. Видимо, когда народ перестает мешать, эффективность повышается в разы.
Эла Знаменская. Мы в прошлом году были на 22 месте, в этом на 40. Вы считаете, что падение соответствует фактическому положению дел? Или это все от лукавого?
Елена Канышева. Я считаю это, как минимум, логичным, так как в прошлом году было относительно лучше. Хотя бы какая-то реакция на «Добродел» была, а в этом сплошные отписки, МЦУР просто стал ходячим анекдотом.
«Добродел» сейчас единственное место, куда люди могут обратиться. В администрацию не зайти, обратная связь никому не нужна, куда нам еще жаловаться и обращаться? И ситуация по «Доброделу» четко показывает, что стало хуже, чем было.
Эла Знаменская. Все, конечно, усложняется тем, что в МЦУРе подобралась просто какая-то команда стендаперов, которые работают в стиле «комедии положений». То фото не то прикладывают, то акт выполненных работ, которых еще никто и не производил, то банально улицы путают.
Олег Ненашев. Я вот не увидел большой разницы между прошлым и позапрошлым годами. Почему жители пишут в «Добродел»? Потому что в администрации кадровая чехарда, она как в прошлом году была, так и в позапрошлом. Никто ни за что не отвечает, жителю просто некогда искать ответственного, а «Добродел» сам этого ответственного ищет. Именно кадровый вопрос толкает народ на следующий, областной уровень. Но самое неприятное, что это не всегда помогает, потому что решать эти проблемы опять некому, все сваливается на МБУ с тремя дворниками и двумя тракторами, а они разводят руками. Так что пока не будет решен кадровый вопрос, мы так и будем болтаться в хвосте рейтинга, на что лично мне наплевать, гораздо хуже, что проблемы жуковчан не решаются.
Николай Гришин. В этом созыве Совета депутатов мы договорились, чтобы на заседания приходили курирующие заместители главы, которые отчитываются по своим направлениям. И наблюдая это все изнутри, я могу точно сказать, что никакой команды нет, как нет и политики развития города, безотносительно рейтингов и их результатов.
Эла Знаменская. Кадровый голод, конечно, как чума поразил администрацию, живем по принципу «каждый следующий хуже предыдущего». Я вот, например, вспоминаю зама по ЖКХ Владимира Жирова, который сейчас в Раменском, и обливаюсь горючими слезами. Вообще, Жуковский последнее время стал поставщиков ценных кадров соседям, у нас просто какой-то отрицательный отбор наблюдается. И вот тут мы плавно переходим от рейтингов, которые никак не влияют на нашу жизнь, к команде управленцев, которая влияет, но лучше бы она этого не делала. Есть ли у нас команда управленцев? Судя по всему, есть, раз мы ее даже поощрили…
Олег Ненашев. Отсутствие смысла в действиях современных управленцев завораживает. Вот что больше всего беспокоит народ? Жители выходят и видят снег, и никто не знает, почистят ли, уберут ли, а опыт подсказывает, что ничего хорошего ждать не нужно, поэтому и пошли «спамить» «Добродел». А если бы была хоть какая-то система и председатель Совета МКД знал, что у него расчистят, например, завтра, уверяю вас, он бы подождал. Более того к системному подходу и люди подтягиваются. В сильные снегопады, когда к нам во двор пригоняли трактор, люди сами с лопатами выходили, чтобы помочь. Но жители города должны видеть хотя бы какой-то смысл в действиях управленцев, какую-то стратегию, а ее нет, к сожалению.
Елена Канышева. Перед началом обильного снегопада, я отправила в чат коммунальщиков по дорогам фотографии дорог, на которых боковины не расчищают, а просто наваливают дальше снег, пропали все разворотные полосы, то же самое с тросовыми ограждениями. Совершенно же очевидно, что такая расчистка дорог – сизифов труд. Но реакции никакой, да еще и фото присылают, как счищают с дорог в боковины, никто даже не подумал, что нужно вывозить. Так и играем пока в пинг-понг без особого результата. Коллективная безответственность при отсутствии настоящей команды любые начиная губит на корню, тут уже не до развития.
Эла Знаменская. Хорошо, давайте спрошу в стиле сочинения «если бы я был главой города»: и что же со всем этим делать?
Николай Гришин. Мое мнение: нужна политическая воля, иначе все манипуляции бессмысленны. Пирамида сама по себе не выстроится. Она не может выстроиться снизу, так не бывает, по крайней мере, в России. А в сегодняшней ситуации даже стоящие кадры не задержатся, они будут уходить.
Елена Канышева. Нужна эффективная команда, не на бумаге, а в действительности. А иначе это просто фикция.
Олег Ненашев. Надо поменять адресатов и судей эффективности местных управленцев, это должны быть не начальники наверху, а жители города.
Эла Знаменская. На ваш взгляд, отсутствие эффективной управленческой команды – это в первую очередь результат отсутствия политической воли или все же отсутствие кадров? То есть, если завтра глава города устанавливает четкие требования, кто не вписывается, тот уходит, это исправит ситуацию, или кадровый голод все же не позволит?
Николай Гришин. Я уверен, что это выправит ситуацию. С людей нужно требовать эффективную работу, они должны понимать свою ответственность, а для этого нужна политическая воля. В любом деле должен быть лидер, который увлечет за собой остальных.
Елена Канышева. Я думаю, что нет, потому что, когда коллектив работает уже много лет и за этот период они не стали командой, то перестановка мест слагаемых к нужному результату не приведет. Команды, как не было, так и не будет.
Олег Ненашев. Я считаю, что изменения даже при таких исходных данных возможны. Из тех людей, которые работают сейчас в администрации города. Если жестко ставить задачи, определить критерии оценки и главное, их придерживаться, можно стать эффективной командой. А для этого нужна, как уже сказали, политическая воля. Для того, чтобы понять, на что способен сотрудник, надо поставить задачу и посмотреть. Вот, грубо говоря: выкопай канаву за полчаса, если не выкопал – до свидания, если выкопал – хорошо, работай дальше.
Эла Знаменская. А давайте пойдем от обратного. Кого бы вы отметили в администрации города как эффективного, профессионального сотрудника? Могу начать, лично для меня приятные открытия этого года – Юлия Степанова, начальник управления земельно-имущественных отношений и Наталья Полякова из финансового управления. Они досконально знают свои вопросы и при этом системны в работе.
Елена Канышева. Я могу сказать по профилю своей общественной деятельности, связанной с ЖКХ, нам очень повезло, что отделом ЖКХ администрации руководит Юлия Ивановна Жукова, это действительно профессионал своего дела. Больше из вертикали ЖКХ и отметить некого. Чиновников из других сфер я просто не знаю.
Олег Ненашев. Мы можем говорить только о тех людях, с которыми мы взаимодействуем. И тут я абсолютно согласен с Леной по поводу Юлии Жуковой. Также хочу отметить профессионализм и слаженность работы Елены Джус, которая руководит аппаратом Совета депутатов. Я как военный человек люблю определенность и четкость, без пустых обещаний, либо сказал – сделал, либо сразу определил, что это невозможно. Не многие в администрации могут похвастаться таким подходом, я бы даже сказал единицы.
Николай Гришин. Я по своему направлению знаю начальника управления безопасности Михаила Бодрова. Он находится на своем месте, качественно выполняя возложенные на него функции.
Эла Знаменская. Вот мы и набрали на маленькую такую команду эффективных управленцев, точнее исполнителей, дело за малым, «добить» ее управленцами посредством политическом воли. Но у нас еще весь год впереди. До следующего рейтинга.