В этом выпуске рубрики ЖВ «Лица города» мы вспоминаем Героя Советского Союза, летчика-испытателя 1-го класса Дмитрия Васильевича Зюзина. Первого ноября исполняется 100 лет со дня его рождения. Отважный морской летчик, с первых дней принимавший участие в Великой Отечественной войне, Дмитрий Васильевич стал слушателем самого первого набора знаменитой Школы летчиков-испытателей. Работая в ЛИИ и ОКБ А.Н. Туполева, летчик выполнил целый ряд важных испытаний боевых и пассажирских самолетов. А еще Дмитрий Васильевич стал одним из первых испытателей, оставивших после себя литературные воспоминания. Светлой памяти летчика и посвящается данный материал. Родился Дмитрий Васильевич Зюзин 1 ноября 1921 года в городе Майкопе. Окончил семь классов школы-пролетарки в родном городе (ныне гимназия №5 им. Е.Л. Шварца). В 1938 году окончил Майкопский аэроклуб и вскоре был призван в армию. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. С начала 1941 года проходил службу в строевых частях морской авиации летчиком истребительного полка. С первых дней Великой Отечественной войны сражался с немецко-фашистскими захватчиками. С июня 1941 по январь 1942 гг. Дмитрий Васильевич был летчиком 8-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ. 17 октября 1941 года в воздушном бою на самолете ЛаГГ-3 был сбит, совершил вынужденную посадку, получив легкие ранения головы и лица. С января 1942 по ноябрь 1944 гг. Дмитрий Зюзин являлся летчиком, а затем командиром звена, заместителем командира авиационной эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка 1-ой минно-торпедной авиационной дивизии ВВС военно-морского флота (в мае 1943 года полк переименован в 11 гвардейский). Отважный летчик принимал участие в обороне Крыма, Севастополя и Кавказа, в освобождении Кубани, Крыма и в Ясско-Кишиневской операции. Среди боевых операций летчика было и сопровождение штурмовиков в ноябре 1942 года для налета на Майкопский аэродром. Позднее Дмитрий Васильевич вспоминал в своих воспоминаниях: «Этот полет имеет для меня совершенно особенное значение, — Майкоп — мой родной город. Здесь я родился и вырос. Здесь в аэроклубе я впервые оторвался от земли. Все первое, все лучшее в жизни случилось здесь, дома, в Майкопе. И вот надо лететь бомбить родное поле аэродрома». Надо сказать, что данное боевое задание, как и остальные задания, было блестяще выполнено летчиком.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за мужество и регоризм, проявленные в боях, гвардии старшему лейтенанту Дмитрию Васильевичу Зюзину было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за годы войны отважный летчик-истребитель осуществил 496, а по другим сведениям -535 боевых вылетов, провел 56 воздушных боев и сбил лично 11 и в составе группы — 8 самолетов врага. До февраля 1945 году служил заместителем командира авиационной эскадрильи истребительного авиационного полка в военно-воздушных силах Черноморского флота. Помимо высшей награды — золотой звезды Героя Советского Союза и ордена Ленина, в годы войны Дмитрий Зюзин был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и медалями.
После окончания в июне 1945 года Высших офицерских курсов авиации ВМФ в Моздоке, командовал авиационной эскадрильей истребительного авиаполка военно-воздушных сил Тихоокеанского флота. В 1950 году успешно окончил знаменитую Школы летчиков-испытателей, став одним из 20 первых выпускников ШЛИ. В своей книге «Испытано в небе» Марк Лазаревич Галлай так вспоминал Дмитрия Васильевича Зюзина в период его обучения в ШЛИ: «А Дмитрий Васильевич Зюзин пришёл в Школу уже Героем: в годы войны имя этого истребителя было хорошо известно на Черноморье. С точки зрения так называемой «карьеры», он стоял, как говорится, на вполне твердых рельсах. Но размеренное продвижение по чинам, должностям и званиям не привлекало Зюзина. Его потянуло на новое творческое дело — летные испытания. В Школе он успевал отлично — и в аудитории и в воздухе. Помню, как я попробовал выпустить его, «закоренелого» истребителя, без провозных, с одного ознакомительного полета, на двухмоторном транспортном самолёте. И этот эксперимент удался как нельзя лучше. Зюзин вылетел безукоризненно, еще раз подтвердив мое стародавнее убеждение, что нет «прирожденных» истребителей, бомбардировщиков или штурмовиков, а есть… хорошие и плохие лётчики. В дальнейшем Дмитрий Васильевич хорошо поработал на испытаниях опытных самолетов в конструкторском бюро А.Н. Туполева. И, кроме всего прочего, именно он оказался едва ли не первым советским летчиком-испытателем, взявшимся за перо: его содержательная и интересно написанная книга «Испытание скоростью» получила признание читателей и быстро исчезла с полок книжных магазинов».
В течение без малого четырех лет (с мая 1950 по февраль 1954 гг.) Дмитрий Васильевич был летчиком-испытателем Летно-исследовательского института. За это время он провел испытания двигателя НК-12 на самолете-летающей лаборатории Ту-4ЛЛ, истребителя МиГ-15 с автоматом АБМ и участвовал в ряде других испытательных работ. Второго марта 1951 года испытатель осуществил скоростные рулежки на первом отечественном самолете с ромбовидным крылом Як-1000. Три года своей жизни (1954-1957 гг.) Дмитрий Васильевич посвятил испытательной работе в ОКБ А.Н. Туполева. Летчик поднял в небо и провел испытания боевого Ту-91 и и пассажирского самолета Ту-110, а также принял участие в отработке системы дозаправки в воздухе бомбардировщика Ту-16. В 1954 году награжден орденом Красной звезды, а спустя три года — третьим в его жизни орденом Красного Знамени. После ухода в запас в звании полковника в 1957 году трудился ведущим инженером в ОКБ А.Н.Туполева. Дмитрий Васильевич одним из первых среди летчиков-испытателей написал воспоминания, вышедшие в виде двух книг: «Испытание скоростью» и «По облачному следу» . Умер Дмитрий Васильевич Зюзин 12 июля 1976 года. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище. Именем Д.В.Зюзина названа улица в его родном городе Майкопе, а на школе где он учился, установлена мемориальная доска.
Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Ломоносова, д. 18/11
Автор благодарит известного историка авиации Андрея Симонова, без помощи которого не было бы возможным создание данной статьи.