«Школьники такие задачи решать не могут…» 5 «золотых» завоевали российские школьники на Мировой олимпиаде по физике. Михаил Осин рассказал, как это было

1820

Уже вторая подряд Всемирная олимпиада по физике проходит в дистанционном режиме. Предыдущая, как всегда в июле, должна быть в Литве, но ее отказались проводить из-за коронавируса, и Россия провела ее в декабре, дистанционно. А в этом году Литва провела олимпиаду, сделала это хорошо, но тоже дистанционно. Она проходила неделю, с 19 по 24 июля, в обычном режиме: экспериментальный тур, перерыв, теоретический тур, рассмотрение апелляций. В олимпиаде участвовали 76 стран, в каждой команде выделялось специальное помещение с видеокамерами. Для списывания условия были более сложные, чем в очном режиме — пять камер смотрят на человека. С другой стороны, списать было не у кого — задачи очень тяжелые.

Неожиданное осложнение

Для экспериментального тура в прошлом году мы развозили специальное оборудование, литовцы тоже отправили оборудование во все страны-участницы, в каждую страну пять коробок, упакованные в одну большую. Когда я узнал об этом, то понял, что наша таможня коробку, не вскрывая, не пропустит, а по условиям проведения эксперимента мы должны вскрыть ее только 19-го за 30-60 минут до начала тура. А если на таможне ящик вскроют, то Россию могут обвинить в попытке узнать условия задачи заранее. Я написал организаторам, что если мы ничего не придумаем, то, чтобы не быть обвиненной в нечестности, Россия участвовать не будет. И предложил, чтобы литовцы прислали своего человека с ящиком на самолете, таможенники в Москве при нем ящик вскроют, проверят, после чего посланец опечатает ящик. Наше министерство готово было выделить на поездку в Москву этого человека 100 тыс. рублей (билет туда-обратно, гостиница, питание). Литовцы вначале согласились, а потом сами хорошо разрешили ситуацию — ящик отправили дипломатической почтой, в Москве сотрудник посольства вынес ящик нам, и мы его увезли. Конечно, обо всем мы предупредили наши компетентные органы.

О нашей команде и результатах ее выступления

Наша команда – Матвей Князев, Николай Кононенко, Данила Самоделкин, Денис Исмагилов, Артемий Новиков –  жила в Долгопрудном. Три мальчика из Москвы, два других, из Перми и Уфы, последнее время учились в физтех-лицее в Долгопрудном. Ребят долго готовили, и они очень хорошо выступили. Обычно, за день до апелляции организаторы объявляют порог «золотых» медалей, на этот раз он был 33,3 балла, и оказалось, что впервые за годы выступлений у всех наших результат выше порога: Матвей Князев — 40,4; Николай Кононенко — 38,25; Данила Самоделкин — 36,25; Денис Исмагилов — 35,7; Артемий Новиков — 35,15. На апелляцию можно было не идти, но мы пошли из принципа, поборолись и часть баллов прибавили. По уставу олимпиады из 400 участников «золотые» медали получают 30, примерно 8%. По пять «золотых» у нас, у Китая, у Южной Кореи и у США – четыре страны забрали 2\3 «золота». Но если посмотреть на участников из США, то они уже который год все с китайскими именами.

24 июля на торжественном закрытии, прошедшем тоже дистанционно в Долгопрудном, присутствовал новый ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, бывший до этого министром образования и науки России. Он — физик-теоретик, работавший во Франции, в Италии, имеющий около 60 работ по теоретической физике, на физтех, как говорится, «не случайно зашел». Ректор всех поздравил, и дети разъехались по домам. Это хорошие, симпатичные, умные ребята, общаться с ними — одно удовольствие. Министерство образования команду поддерживает, и времена, когда не хватало денег, ушли в прошлое. Во время олимпиады ребят жили в гостинице, их возили, на питание выделили по тысяче рублей в день. Хотя они за рубеж не уехали, но каждому на заказ были пошиты красивые костюмы, куплены рубашки, галстуки, бейсболки, а рюкзаков оказалось два — от России и Литвы. До Нового года они, как и победители других международных олимпиад, получат премию Президента РФ — 1 млн рублей.

Все они решили учиться на физтехе, трое из них поступили на физику, а двое — на  специальность «Прикладная математика и информатика», слова «физика» здесь нет. И это новое явление на физтехе. «Информатика» сейчас очень популярна, спрос на таких специалистов устойчив, зарплаты у многих системных программистов высокие даже в Москве. У нас на ФАЛТе в Жуковском теперь из пяти групп три – «Информатика». Мне интересно, что школьники, получившие «золотую» медаль мировой олимпиады по физике, тоже ушли на «Информатику». Для меня это, скажем, как-то… Утешает, что все равно, они будут учиться на физтехе.

О результатах команд других стран-участниц

Интересно, что результаты 400 участников по странам очень сильно отличаются. Есть очень сильные страны, которые выбирают, практически, все медали, а большая часть стран не получает ничего. Кроме медалей есть еще  почетные грамоты, но за мои 15 лет работы со сборной у нас их никогда не было, между собой мы называем их «похоронками». Для России получить «похоронку» позорно. Их получает 70% участников, 280 человек из 400. Каждый участник решает пять задач, за которые максимально можно получить 50 баллов. Во многих странах решают очень плохо или вообще не решают. Есть страны, которые из 250 возможных набрали 5 или 3 балла. И это как-то не очень правильно.

Европейские страны участвуют почти все, но лучшая после нас — Румыния, на этой олимпиаде у нее три «золотые».  В Румынии создана отличная школа подготовки сборной команды, благодаря работе тренера Адриана Дафинея — сильного и грамотного физика, с которым мы постоянно общаемся. Уже четыре года он проводит в Бухаресте международные турниры, на которые мы регулярно ездим. В Румынию приезжают 20-25 команд, с них не берут деньги за участие и бесплатно предоставляют гостиницу. Другие европейские страны выступают скромно, например, у Голландии нет даже почетной грамоты, я не помню, чтобы у Норвегии за все годы была хотя бы одна почетная грамота. В Германии бывает 1-2 медали. Раньше была довольно сильной команда Белоруссии, на этот раз они выступили не очень, причин не знаю. У африканских стран результат обычно по нулям, иногда что-то занимает Южная Африка, но на этот раз у них – ничего. Участвуют команды Египта, Ганы, Нигерии, но в целом за Африку выступают мало стран. Большая часть медалей уходит в Юго-Восточную Азию, ну и в США.

Кстати, следующая Мировая олимпиада 2022 будет в Белоруссии, Минск официально получил флаг проведения следующей олимпиады. Трудно сказать, поедем мы туда, или опять будет «дистанционка».

В заключение о Жуковском

К слову можно сказать, что с сентября в Жуковском в помещении школы № 2 второй год будет работать «Школа олимпийского резерва», в которой я буду проводить занятия по подготовке к олимпиадам по физике, каждый день по три часа. Туда приходят дети с 5 класса, хотя у них еще нет физики, но в Школе много оборудования, на котором они ставят опыты и что-то узнают. Городские власти поддерживают работу этой Школы, предоставив два помещения, хорошее оборудование и сделав занятия бесплатными, включив Школу в систему сертификатов, о которой все родители знают. Суть системы в том, что каждый родитель получает сертификат на 20 тысяч для занятий ребенка в каких-то секциях, одной, двух или трех, в течение учебного года. В прошлом году практически все дети, пришедшие ко мне, принесли сертификаты только на физику. У нас слушателей было больше, чем в любой другой секции Жуковского. Осенью мы устроим торжественное открытие нашей Школы.

Мое заветное желание — вырастить в Жуковском когда-нибудь кого-нибудь до участия в мировой олимпиаде, пока не получается. В сборную очень жесткий отбор, а задачи какие-то беспредельные, часто не имеющие никакого отношения к школьной и даже к вузовской физике. Те, что были сейчас – неподступные. В декабре в интервью «Первому» каналу я сказал, что «мне кажется, что эти дети вообще не люди, потому что школьники такие задачи решать не могут…».

 

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"