Спам-продажи под эгидой энергосбережения

2046

МП «Теплоцентраль» второй раз подряд пытается поставить жителей перед фактом долга за теплосчетчики в размере цифры с несколькими нулями

Вы не поверите, но жители опять должны, причем за то действие, в котором до момента оплаты они даже и не участвовали. Чиновники в очередной раз поступили по принципу «мы посовещались и решили, а для всех остальных у нас закон».  В данном случае МП «Теплоцентраль» три года назад установило в многоквартирных домах счетчики на теплоэнергию без какого-либо согласования с жителями, а теперь хотят ввести их в эксплуатацию, после чего дома должны будут оплатить стоимость счетчика, установку, а заодно сразу и поверку, так как межповерочный интервал уже прошел.

В соответствии с федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ на собственников помещений была возложена обязанность до 2012 года установить общедомовые приборы учета. По тем домам, где в установленный срок не установили счетчики, это обязанность легла на ресурсоснабжающие организации, в городе это МП «Теплоцентраль». Однако ресурсоснабжающая организация должна была уведомить управляющие компании или напрямую собственников, чтобы те провели общие собрания для определения порядка установки общедомового прибора учета. Этого сделано не было. Просто через год жителей поставили перед фактом установленных счетчиков, за которые надо оплатить немалые суммы.

Вся эта история прекрасно иллюстрирует «пейзаж за окном»: от специфики госзакупок до святой уверенности, что население – всего лишь ресурс, который нужно использовать, а не слушать.

Долгая и тихая дорога к энергосбережению

Технические условия были подписаны еще в 2015 году, еще несколько лет ушло на проектно-сметную документацию, в 2018 году МП «Теплоцентраль» вышла на закупки счетчиком и их монтаж в домах. Однако за все это время никто не удосужился уведомить жителей о планах по повышению энергетической эффективности.

Летом 2018 года выбрали подрядчика на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в 236 многоквартирных домах города. Победителем стало ООО «Фелиция», которое понизило начальную цену аукциона с 59 до 52 млн рублей.

В этой точке сошлось многое, так как ООО «Фелиция» была в 2018 году «вышибалой» госзакупок, то есть,  выходила на аукцион, сильно понижала цену, выигрывала, а потом отказывалась от заключения контракта. После чего закупку переводили в формат конкурса или запроса предложений, где цена уже не была главным критерием, за счет чего сами закупки становились более управляемыми. Компания была зарегистрирована в январе 2018 года, успела поучаствовать в нескольких закупок, выиграв их, но так и не заключив контракт. А уже 10 сентября 2018 года пресс-служба управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области сообщила, что ведомство рассмотрело вопрос о включении ООО «Фелиция» в реестр недобросовестных поставщиков по документам, представленным администрацией г.о. Жуковский. Как сообщили в УФАС, выслушав доводы лиц, участвовавших в рассмотрении сведений, и изучив представленные доказательства, ведомство пришло к выводу, что сведения в отношении ООО «Фелиция» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. На этом славный путь ООО «Фелиции» в госзакупках закончился, а в это время как раз проходил конкурс на установку коммерческих приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, так как попавшая в реестр компания в сентябре отказалась от выполнения контракта. Во втором круге победителем стало ООО «Энсис Технологии», стоимость контракта – 59 млн рублей, то есть начальная (максимальная) цифра закупки перекочевала в контракт с победителем.

Работы пришлось отложить из-за отопительного сезона, который не стал ждать, пока пройдут все схемы госзакупок и пришел вовремя. Поэтому перед фактом установленных счетчиков, за которые несколько сотен тысяч рублей должны заплатить жители.

В ноябре 2019 года местное отделение Ассоциации председателей советов многоквартирных домов (АПСМКД) организовало встречу жителей с директором МП «Теплоцентраль» Андреем Боборыкиным, заместителем главы Эдуардом Сигаловым и начальником управления ЖКХ Егором Бунтиным. Председатель АПСМКД Елена Канышева обозначила позицию жителей: «Законодательство вменяет в обязанность собственникам установку счетчиков в целях экономии ресурсов. Но ставить можно счетчики разных производителей и разным способом, что влияет на затраты собственников. Для того, чтобы собственники выбрали наиболее подходящий для них вариант установки узла учета,  должны были пройти общие собрания в домах, а для этого их нужно было уведомить. А нас поставили уже перед фактом оплаты услуг, нами не согласованных. Собственникам в очередной раз не оставили права выбора, решив в административном порядке».

Директор МП «Теплоцентраль» Андрей Боборыкин изложил свою позицию: «Наша деятельность регулируется законом, в данном случае ФЗ № 261, который определил временные рамки для установки собственниками любыми удобными ими способами общедомовые приборы учета. Собственники этим не воспользовались, а вся ответственность за установку легла на плечи ресурсоснабжающих организаций, в том числе МП «Теплоцентраль». Так как счетчики устанавливались в границах дома, то жители и УК знали о том, что монтируется какое-то оборудование на их внутридомовых инженерных сетях. Процесс установки более двухсот приборов учета в домах не мог не пройти незамеченным. МП «Теплоцентраль» в рамках выполнения требований закона провела закупку и установку счетчиков, были объявлены и отыграны конкурсы, все процедуры были соблюдены. У нас имеется положительное заключение экспертизы о стоимости этих приборов вместе с монтажом. Процесс установки идет уже больше года. Наша организация сделала по каждому дому расчеты, исходя из общей жилой площади и стоимости прибора учета, чтобы управляющей компании было проще показать это жителям». При этом расчет, представленный УК выглядел таблицей, в которой просто были указаны цены по домам, без какого-либо обоснования или объяснения. А их как раз очень не хватало, так как жители, изучив предложения поставщиков, посчитали цены от ресурсоснабжающей организации сильно завышенными. Более того, по документам некоторые из счетчиков уже подходили к границам межповерочного интервала и вставал вопрос, кто будет оплачивать поверку.

Есть еще один нюанс. В самом законе об энергосбережении определены основные принципы правового регулирования. Во-первых, это эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, во-вторых, поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, системность и комплексность энергетической эффективности. А просто узлы учета не сберегают ресурсы, а позволяют производить расчет по факту. Установить только приборы учета – недостаточно. С этим, в принципе, согласно и нынешнее руководство МП «Теплоцентрали». Вы просто сможете увидеть перетоп, но за него все равно заплатите, не исключив его. Должно еще стоять оборудование, которое будет именно регулировать подачу тепловой энергии. А так получается фиксация, а не сбережение. Жители напомнили, что неплохо было бы сначала утеплить фасады и поставить пластиковые окна в подъездах, поменяют инженерные коммуникации, это комплексный подход, от того, что все в разнобой выполняют нормы закона, не взаимодействуя между собой, пользы мало.

В декабре 2019 года Эдуард Сигалов предложил в тех домах, где управляющая компания видит проблемы с состоянием сетей, выехать комиссией с представителем управления ЖКХ и МП «Теплоцентрали», и вместе с УК и представителями Совета дома составить акт осмотра. И по результатам уже принять решение.  «Одним из критериев неустановки прибора учета является изношенность сетей, и она должна составлять не менее 70%, – отметил Андрей Боборыкин. – И это не мнение жителей или УК, это должно быть экспертное заключение. Так как таких актов не было предоставлено в МП «Теплоцентраль», перечень создавался из всех объектов, которые находились на территории города. Если сейчас такие акты будут составлены, то, наверное, затраченные деньги лягут в наш убыток, и мы это оборудование уберем».

По итогам встречи было принято решение провести экспертизу технического состояния сетей и установленного оборудования, а также проверить обоснованность выставленных жителям расценок. На том и разошлись до выяснения всех необходимых данных.

И снова, здравствуйте

Прошло больше года, Эдуард Сигалов, Егор Бунтин и Андрей Боборыкин покинули свои кресла, а в марте 2021 года управляющим компаниям пришли письма из МП «Теплоцентраль» с требованием принять в коммерческую эксплуатацию узлы учета тепловой энергии. Местное отделение Ассоциации председателей Советов многоквартирных домов Московской области в очередной раз инициировало встречу с уже обновленным составом представителей администрации и МП «Теплоцентрали», напомнив, что введение счетчиков требует решения общего собрания собственников, так как это общедомовое имущество. Учитывая, что всех персоналий прошлого совещания поменяли, в дело вступила известная присказка «это все было до нас», которая, по мнению чиновников, должна автоматом давать индульгенцию всему происходящему. Были представлены все те же расценки, которые странным образом оказались намного выше, чем указанные в смете на сайте госзакупок. Проведенная  в период мхатовской паузы техническая экспертиза установленного оборудования в наличии на совещании оказалось только по одному дому. В результате обсуждать по сути оказалось нечего и решили перенести на тот момент, когда МП «Теплоцентраль» сможет показать все документы, экспертизы и обоснования.

В маркетинге есть понятие «спам-продаж», когда менеджер просто пристает к клиенту: «купи ручку, купи ручку». Главная цель – взять клиента не аргументацией, а измором. Это распространенный метод низшей ступени «продажников», хотелось бы от муниципальных управленцев большей квалификации и осмысленности. Иначе клиенты могут «слона» и не купить.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.